Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...

С 26 июня по 15 июля социолого-психологической службой ТПУ было проанкетировано 807 абитуриентов, для выявления мотивов выбора будущей профессии, а так же для исследования обоснованности, осознанности и степени устойчивости выбора профессии; выявления уровня ожидания от выбора специальности и уровня притязания в учебной и профессиональной деятельности. Так же было проведено исследование самооценки и психологической готовности к обучению в вузе.

Анализ мотивации профессионального выбора абитуриентами будущей специальности и направления профессиональной подготовки позволяет выделить следующие характеристики. Прежде всего, преобладает устойчивый мотив интереса к будущей работе. 63% респондентов отметили данный выбор решающим.

Равным по значимости фактором, связанным с будущей профессиональной деятельностью, является желание овладеть данной специальностью (56%).

Также устойчиво лидирует такой фактор, как желание учиться в университете (41%). При этом выбор вуза связан с его престижем и статусом, а не с возможностями вторичной выгоды - легче поступить (2%), случайное стечение обстоятельств (6%), и что в наше время очень не маловажно - возможность отсрочки от службы в армии (всего! 7%). Не влияет на выбор вуза и популярность специальности, так данный мотив как решающий при выборе профессии отметило 10%.

74% абитуриентов однозначно уверены в правильности выбора специальности, 15% - не совсем уверенны и 1% - совсем не уверенны, что попали туда, куда хотели.

Показателями обоснованности выбора являются: 1) наличие и степень развития интереса к будущей профессии, 2) наличие знаний того, что предстоит делать по данной специальности.

86% абитуриентов знают, что предстоит и имеют специальную подготовку по будущей профессиональной деятельности. Вообще, не имеют понятия, что предстоит делать, только 2% респондентов.

Главное требование к будущей работе - быть интересной (54%).

Вторым, по значимости фактором, являются перспективы и большое будущее данной профессии (20%).

С хорошим материальным положением связывают свою будущую профессию 11% опрошенных, то есть оптимизма у абитуриентов в сравнении с абитуриентами 1996.г. (15%)поубавилось. На открытие своего дела в перспективе сегодня ориентировано 15% (в 1996.г. - 11%). Самый высокий процент потенциальных бизнесменов обучается на АЭЭФ (19%), ФТФ (17%), АЭМФ (14%). На других факультетах интерес к коммерческой самостоятельности поддерживают от 5% до 11% абитуриентов.

Возможность заниматься в будущем научно-исследовательской деятельностью привлекает лишь 8%! Интерес к науке растет - в 1996.г. - 7%. Самые башковитые - то есть с большей склонностью к данному виду деятельности - абитуриенты ХТФ (18%), ФТФ (16%), ЭФФ и ФГН (12%).

Заслуживает внимания и тот факт, что абитуриенты совершенно не заражены карьеризмом. Лишь 4% из них рассчитывают на быстрое продвижение по службе с помощью полученной специальности. А так же показательно то, что у подавляющего большинства (83%) абитуриентов отсутствует потребность быть лидером.

Вырисовывается обобщенный социально-психологический портрет абитуриента 97- характерен инфантилизм и наличие внутреннего противоречия между высокими намерениями, ожиданиями больших возможностей, с одной стороны, и стремлением избегать усилий и ответственности за происходящее.

Побольше активности, товарищи первокурсники, а в свою очередь старшие товарищи преподаватели помогут вам определиться в нелегком учебном процессе!

Подготовлено по материалам социологической службы ТПУ