Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Российский атом — в руках политехников

Студенты — об очаровании атомной отрасли

В конце сентября у российских атомщиков профессиональный праздник - День работника атомной промышленности. Дата 28 сентября была выбрана не случайно. В 1942 году в этот день Государственный комитет обороны СССР выпустил распоряжение «Об организации работ по урану». А уже в 1950 году в Томском политехе был открыт Физико-технический факультет (ныне Инженерная школа ядерных технологий), выпустивший за эти годы более 9000 специалистов для перспективной и активно развивающейся атомной отрасли.Почему выбрали именно эту отрасль и кем видят себя в перспективе - об этом мы расспросили студентов, которые учатся на атомщиков и уже испытали себя на производственной практике.

Ребята ответили нам на следующие вопросы:

  • Почему именно это направление деятельности?
  • Чем занимались на практике и убедились ли в правильности выбранного пути?
  • Кем видите себя в будущем?
  • Если бы пришлось заново выбирать путь, то выбрали бы эту отрасль?

Будущее за атомной отраслью

Максим Юрченко, 4 курс, специальность «Безопасность и нераспространение ядерных материалов», практику проходил в филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция», г. Сосновый Бор.

  1. Еще со школы я начал интересоваться ядерной физикой, мне казалось, что эта область науки отличается от остальной физики. Было интересно, из чего состоят молекулы, атомы, ядра всего, что нас окружает. Позже, уже обучаясь в Лицее при ТПУ, я понял, насколько глубоки и фундаментальны знания, сосредоточенные в этой области.

  2. Производственную практику проходил на Ленинградской АЭС, в лаборатории радиационной безопасности. Лаборатория каждый день проводит большое количество анализов, оценивая радиационную обстановку внутри атомной станции. Конечно, сначала мы прошли инструктажи по технике безопасности и так далее, потом сдавали небольшие экзамены, подтверждающие полученные знания. Далее, получив пропуск, необходимую экипировку, индивидуальный дозиметр, пройдя медицинское обследование, я отправился в лабораторию. Первое время я изучал документы предприятия, связанные с обеспечением радиационной безопасности на АЭС и окружающей местности, а также различные нормативы и правила, которыми руководствуются инженеры при выполнении измерений на различном оборудовании. Потом меня ждали многочисленные экскурсии с инженерами на пробоотборные стенды, в другие лаборатории, турбинный зал, на щит радиационной безопасности. Также я побывал на «пятачке» реактора, своими глазами увидел разгрузочно-загрузочную машину, позволяющую перегружать реактор типа РБМК, не заглушая его. Везде нас с удовольствием встречали сотрудники, а те из них, кто были менее загружены работой, отвечали на наши многочисленные вопросы.

Стоит отметить, что практически все говорили о том, что ждут нас после окончания вуза и рады молодым и грамотным специалистам. На практике я также побывал в роли лаборанта: на литий-германиевом полупроводниковом гамма-спектрометре CANBERRA проводил серию измерений проб воды контура многократной принудительной циркуляции с целью определения наличия радионуклидов в ней. У нас в ТПУ есть такой же гамма-спектрометр, так что я надеюсь, что полученные знания и навыки будут использованы мною и в университете, в рамках лабораторных работ или при проведении научных исследований. В любом случае я очень рад тому, что приобрел такой опыт. Было интересно.

  1. На АЭС, конечно, здорово, но мне также интересна наука и пока я вижу себя больше научным сотрудником, исследователем, а не инженером на станции. Это не значит, что я не хотел бы работать на АЭС — эта деятельность интересна и, на мой взгляд, важна для общества. Думаю, она приносила бы мне удовольствие.

  2. Я обязательно также выбрал бы ядерную физику. Будущее, я считаю, за этой отраслью. Сейчас ядерные технологии отлично реализованы в энергетике, медицине, строении двигателей космических аппаратов, неразрушающем контроле, пищевой промышленности и т. д.

Интересно получать знания

Мария Губская, 5 курс, специальность «Химическая технология материалов современной энергетики», практику проходила на ФГУП «Горно-химический комбинат», г. Железногорск.

  1. Я живу в закрытом городе под названием Железногорск, в котором есть большое и успешное предприятие — «Горно-химический комбинат». Еще с детства мне было интересно изучать химию, проводить разные опыты, а больше всего я мечтала узнать, а самое главное — увидеть, как осуществляется химическая деятельность на нашем огромном градообразующем предприятии.

  2. Разочарований не было, я ни разу не пожалела, что выбрала для практики именно ГХК. Было неописуемо интересно посмотреть, как работают люди, на каких аппаратах, проникнуться масштабами предприятия. Вот уже второй год я все больше и больше узнаю комбинат изнутри. Коллектив предприятии общительный, дружелюбный, все в любой момент готовы протянуть руку помощи!

  3. Я уверена, что и через пять лет буду идти по тому же пути, по которому иду и сейчас, учась на инженера-атомщика.

  4. С уверенностью скажу, что да! Мне интересно познавать мир химии, делать для себя новые открытия и получать знания в атомной отрасли.

Работать среди инженеров — удовольствие

Алина Гавря, 4 курс, специальность «Электроника и автоматика физических установок», практику проходила на ФГУП «РФЯЦ — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», г. Саров.

  1. Когда училась в школе, мне в руки попался атлас перспективных профессий. Атлас был разделен по сферам, среди которых я выбрала для себя несколько наиболее предпочтительных, энергогенерацию в том числе. Причем уже в школе я понимала, что будущее стоит не за ископаемым топливом. Все, связанное с нефтью и газом, казалось мне устаревшим.

Таким нехитрым путем я пришла к своей специальности и тогда еще «физтеху». Свою специальность я выбрала из-за широкой специализации: здесь можно уйти и в программирование, и в моделирование, и в физику.

  1. На практике я разрабатывала программное обеспечение для системы измерения температуры. Работа была интересная: я изучала новый язык программирования; посмотрела на огромные установки, с которыми, возможно, буду работать. Практика убедила меня, что работать среди инженеров — одно удовольствие. Мне очень понравился коллектив и атмосфера.

  2. Я бы хотела работать в сфере разработок по специальности. В идеале хочу быть задействована в международном проекте вроде NICA или ITER.

  3. Да, безусловно.

Из вуза выйду готовым специалистом

Юлия Новиченко, 5 курс, специальность «Химическая технология материалов современной энергетики», проходила практику в ПАО «Машиностроительный завод», г. Электросталь.

  1. В школе большой интерес вызывала химия, поэтому я выбирала профессии, связанные именно с этой наукой. Специальность меня заинтересовала своей секретностью и тем, что профессионалов в этой сфере достаточно мало и они востребованы.

  2. Производственную практику я проходила в качестве техника на участке контроля производства поглощающих элементов (ПЭЛ). Для меня практика была очень интересна и познавательна, на заводе многое можно было посмотреть, понять технологическую последовательность производства таблеток с поглощающими элементами. Я просто с детским восторгом расспрашивала специалистов, ходила за ними «хвостиком», помогала в проведении лабораторных испытаний. В ходе практики я не усомнилась в выборе специальности.

  3. Мне хочется стать грамотным специалистом в своей области.

  4. Если бы снова пришлось выбрать специальность, я подала бы документы сюда же. Из вуза я выйду готовым специалистом, которого ждут на заводе.

Илья Петлин, начальник организационного отдела Инженерной школы ядерных технологий ТПУ

«В следующем году Инженерная школа ядерных технологий ТПУ будет отмечать 70-летие опыта подготовки лучших кадров для атомной отрасли страны. Наши выпускники традиционно занимают ключевые позиции в кадровом составе предприятий госкорпорации «Росатом». Сегодня спрос на студентов ИЯТШ со стороны индустриальных партнеров в несколько раз превышает количество выпускников. Этому способствует уникальная возможность прохождения производственной практики. Ребята, начиная уже с третьего курса, вплотную знакомятся со своей будущей профессией. Ежегодно более 500 студентов школы проходят практику на предприятиях реального сектора экономики».