Олег Плотников
ТРАДИЦИОННАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЧЕТЫРЕ ДНЯ РАБОТАЛА В ТПУ
Конференция содержательно и тематически развивает наработки предыдущей, организованной Управлением по образовательной и международной деятельности в 2011 году. За это время был получен уникальный опыт внед-рения Стандарта основной образовательной программы ТПУ–2010. Этот документ определяет стратегию и тактику формирования образовательных программ вуза, технологии проектирования, условия реализации и совершенствования.
Прошедший год дал многое в понимании и уточнении подходов к проектированию, созданию условий для реа-лизации Основных образовательных программ нового поколения.
Не случайно в этом году число рассматриваемых направлений выросло до 11. Стоит подчеркнуть, что все они равнозначны, нет «более значимых» или «менее важных», соответственно, каждое получило глубокую и детальную проработку, будь то магистерская подготовка (направление №2), которая требует единства научного и образовательного процесса; подготовка студентов к комплексной профессиональной деятельности (направление №10), которая невозможна без системы практик, НИРС и УИРС, или актуальные проблемы кураторской деятельности.
В рамках прошедшей конференции состоялось большое количество мероприятий, ежедневно проходило от 4 до 6, преобладали активные формы: «круглый стол» (8), мастер-класс (5), тренинги (2) и даже «мозговой штурм». Было заслушано 150 докладов. Приняли участие 706 человек. Основную массу составили сотрудники (578 человек) нашего университета. Впервые участвовали студенты (101 человек).
Тон конференции задали 5 докладов на пленарном заседании: «Стандарт ООП ТПУ» (А.И. Чучалин, ТПУ); «Разработка ООП НИТУ МИСиС на основе собственных стандартов» (Н.М. Золотарёва, МИСиС); «Информационная среда как рабочее пространство образовательной деятельности в НИУ» (М.А. Соловьёв, ТПУ); «Философско-научные проблемы инженерного образования в национальном исследовательском университете» (Н.П. Кириллов, ТПУ); «Инновационные технологии в организации воспитательной работы в условиях перехода на уровневую подготовку специалистов» (О.А. Никифорова, ТПУ).
Окончательные итоги будут подведены после того, как оргкомитет конференции проанализирует и обобщит все рекомендации, выработанные 11 направлениями. В свою очередь этот опытно-аналитический материал даст возможность усовершенствовать деятельность учебно-методических подразделений и поможет кафедрам университета в создании конкурентоспособных ООП.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОРЫВА
Если говорить о результативности, то она наиболее высока у направления №1 «Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС третьего поколения с учётом международных стандартов инженерного образования».
В работе направления участвовали 59 человек, состоялись 4 мероприятия, включая секционное заседание, мастер-класс «Проблемно-ориентированный подход в дисциплине «Введение в инженерную деятельность» и работу двух «круглых столов». Участники поделились наработками, проанализировали опыт коллег, определили круг проблем и наметили пути их решения. Одним из прорывов конференции (и направления №1) стал «круглый стол» «Ресурсоэффективность как концепция инженерной дея-тельности», в рамках которого было представлено учебное пособие «Основы ресурсоэффективности».
По сути, это – первое публичное представление концепции подготовки студентов по проблемам ресурсоэффективности. Результат получен в ходе работы большого коллектива, в составе которого профессора ТПУ А.А. Дульзон, В.Я. Ушаков, В.В. Литвак, Б.В. Лукутин, Г.Ю. Боярко, В.Ф. Панин и др., руководитель проекта – заместитель проректора по образовательной и международной деятельности Т.С. Петровская.
Больше года группа потратила на разработку уникального курса. По словам профессора А.А. Дульзона, это довольно трудоёмкий процесс, в ходе работы пришлось освоить новый тезаурус, проанализировать мощный массив данных, сформировать понятийный аппарат (начиная, собственно, с понятия «ресурсоэффективность»). Было сделано многое другое для того, чтобы подготовить курс, который обязателен для университета ресурсоэффективных технологий. Сейчас учебное пособие проходит процедуру технического редактирования и готовится к выходу в печать.
Главные выводы, которые вынесли участники направления №1: качество и результаты разработки образовательной программы имеют исключительно важное значение для её успешной реализации, привлечения, мотивации студентов и преподавателей, а также трудоустройства выпускников; концепция CDIO дополняет стандарт ООП ТПУ в части подготовки бакалавров к комплексной инженерной деятельности как на стадии проектирования, так и в процессе реализации образовательных программ; ресурсоэффективность является критерием оценки инженерной деятельности и должна стать одним из ключевых подходов в профессиональной деятельности выпускника ТПУ.
В целом в ходе обсуждений и дискуссий участниками направления №1 были отмечены «болевые точки». Для решения обозначенных проблем направлением выработаны конкретные рекомендации, которые в письменном виде переданы оргкомитету конференции.
ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН
Все мы знаем, что Томский политехнический университет ведёт свою образовательную деятельность на базе Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения. С другой стороны, одна из главных целей программы развития ТПУ как национального исследовательского университета – это создание образовательной среды мирового уровня. И наконец, ТПУ реализует своё право на разработку и использование собственных образовательных стандартов.
Понятно, что для задач такого масштаба должна быть адекватная глубина участия коллектива университета на всех горизонтах – административном, учебно-методическом и преподавательском.
В этом смысле конференция «Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования», по сути, является научно-методическим полигоном и предоставляет широкие возможности преподавателям и студентам. Именно здесь можно концентрированно, в сжатые сроки получить конкретную информацию из первых рук, увидеть картину в целом, соотнести свой опыт с опытом и наработками коллег.
– На мой взгляд, любой руководитель заинтересован в том, чтобы преподаватели участвовали в конференции, – комментирует Татьяна Петровская. – К сожалению, не все подразделения проявили должную активность: лишь 15–18% преподавательского состава крупных институтов – ЭНИНа, ИПР; 13% ППС ГФ приняли участие в мероприятиях конференции.
Отдельные руководители учебно-методических служб институтов не посетили ни одного мероприятия. Заинтересованность и активность проявили научно-педагогические коллективы: ИНК (35%), ИФВТ (32%), ИМОЯКа (74%). Хочется поблагодарить их, пожелать хороших студентов и успехов в достижении высоких целей программы развития университета.