Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Он придумал вертолет

13 сентября исполнилось 95 лет со дня рождения выпускника Томского политехнического университета, авиаконструктора Николая Ильича Камова.

В 1929 году он спроектировал, построил и поднял в воздух первый советский вертолет.

3 мая 1925 года Главнаука, как тогда назывался Комитет по руководству всеми научными исследованиями, проводил в Москве совещание, в котором приняли участие многие выдающиеся ученые нашей страны. Обсуждался вопрос о развитии воздухоплавания и создания отечественного авиастроения. Основным докладчиком выступил Константин Эдуардович Циолковский, главная мысль которого сводилась к тому, что воздухоплавание надо сделать таким же доступным, как мореходство. В зале наступило оживление, когда дали слово молодому инженеру одного из московских авиазаводов Николаю Камову, который говорил о необходимости форсировать развитие авиации и предложил создать экспериментальные конструкторские центры не только в Калуге, но также в Москве и Ленинграде, и привлечь туда лучших инженеров. Имя выступавшего было мало кому известно в Москве. Ясная логика, точная аргументация и широкие технические познания заставили участников совещания по достоинству оценить его предложения.

Николай Ильич Камов был коренным сибиряком. Родился в 1902 году в Иркутске, в семье учителя. Окончив в 1918 году среднюю школу, юноша едет в Томск и поступает на механический факультет Томского технологического института. Учиться было очень трудно. Но разруха, голод и эпидемии, вызванные гражданской войной, не охладили его стремление к науке. В институте судьба сводит его с людьми, которые определят его дальнейший жизненный путь. Его одногруппник - прославленный русский летчик Харитон Славороссов. Один из первых русских авиаторов, он прославился в боях первой мировой войны, имел высшие награды России и Франции за храбрость и отвагу.

Большую роль в жизни Камова сыграл заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания профессор А.В.Квасников. Бывший ученик и лаборант профессора Н.Жуковского, в первую мировую войну он не только был фронтовым летчиком, но одновременно вел большую научную работу по усовершенствованию самолетов. Большое значение для Камова, как авиационного конструктора, имела его работа на кафедре прикладной механики у профессора И.И.Бобарыкова, выдающегося ученого того времени, по учебникам которого занимались многие поколения студентов. Николай Камов защитил диплом в 20 лет. Сердечно поздравляя его с присвоением звания инженера, профессор И.И.Бобарыков сказал, что сочетание ума и золотых рук его ученика даст очень весомые плоды. И старый профессор не ошибся. По окончанию института, отвергнув многочисленные лестные предложения занять высокооплачиваемые должности, Камов едет в Москву и поступает на авиазавод. Работает слесарем, механиком, испытателем моторов, инженером. В 24 года - он конструктор, в 25 - уже руководитель специального конструкторского бюро. В 27 лет, совместно с инженером Н.К.Снежинским, он создает первый советский вертолет. До Камова машины такого типа назывались геликоптерами, но он соединил слова «вертеть» и «лететь» и придумал новое слово «вертолет». С того времени и до самой кончины в ноябре 1973 года Николай Ильич занимался в основном созданием летательных аппаратов различных конструкций. Под его руководством конструкторское бюро создает целое семейство вертолетов. Военных, санитарных, сельскохозяйственных. Среди них юркий «Ка-18», в шутку названный пилотами летающим автомобилем. Многоцелевой «Ка-26», снабженный навесным оборудованием и который в короткое время может быть переоборудован для выполнения самых различных работ. Вертолеты системы Камова неоднократно получали высшие награды на международных выставках и авиасалонах.

Заслуга Н.И.Камова еще в том, что он воспитал целую плеяду замечательных авиационных конструкторов, среди которых был его земляк, иркутянин, студент Томского политехнического института Михаил Миль, начавший свою деятельность в вертолетостроении в 1932 году инженером в конструкторском бюро Камова. Многолетняя работа Николая Ильича Камова была высоко оценена. Ему присудили звания Героя Социалистического Труда, он стал лауреатом самых престижных премий, был награжден многими орденами и дипломами. Большую часть своей жизни он прожил в Москве, но никогда не забывал родной институт. Гордился тем, что сибиряк, и много рассказывал о своей юности. Последний раз он побывал в Томске на праздновании 75-летия ТПИ в 1971 году.

Я неоднократно встречался с Николаем Ильичом, бывал на его заводах, испытательных полигонах. Это был удивительный человек, настоящий подвижник науки. Имя Н.И.Камова было присвоено конструкторскому бюро, которое он создал и долгое время возглавлял.

И.Т.Лозовский