Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Высшая школа на грани... Чего?

О предстоящих реформах высшей школы известно только по слухам, но уже сейчас очевидно, что они будут похожи на реформы в армии. Правительство и Министерство общего и профессионального образования планируют резко сократить бюджетные расходы на высшую школу. Вот только на элементарный вопрос: «Зачем?», никто ответить пока не в силах. Планируемая экономическая выгода от этих реформ равна двум трлн. рублей, что составляет лишь одну сотую часть существующего на сегодняшний день бюджетного дефицита.

Что же нас ожидает?

На одну четверть будет сокращено общее число вузов, изменено соотношение преподавателей и студентов до 1: 25 против прежних 1: 8, отменена стипендия.

В качестве основного «сита» предлагается процедура категорирования вузов, то есть их ранжирование на федеральные, региональные, местные и отраслевые с раздельными источниками финансирования.

В адрес сибирских вузов в июне этого года было направлено письмо от Российского Союза ректоров с просьбой внести свои предложения в проект будущих реформ. И сибиряки не замедлили отреагировать. В стенах ТПУ состоялось совещание представителей вузов Омска, Кемерово, Томска, Красноярска. Его участники определили свою позицию следующим образом: «Если у государства недостаточно средств на высшую школу, выход один - введение частично оплачиваемого высшего образования с включением в эту систему сегодняшних затрат на содержание высшей школы».

Сибиряки предложили механизм новой системы обучения: во-первых, «необходимо установить нормативную стоимость подготовки специалистов различного уровня с учётом региональных особенностей»; во-вто- рых, «определить федеральный заказ на подготовку специалистов с финансированием в полном объёме из федерального бюджета». Остальные специалисты должны быть «заказаны» регионом либо муниципальными органами. При этом вузы будут одновременно набирать студентов с частичной или полной компенсацией образования.

Участники совещания высказались за снятия ограничений в проекте налогового кодекса относительно внебюджетных средств, которые зарабатывает вуз, за сохранение существующего соотношения преподавателей и студентов 1:8 и системы стипендиального обеспечения.

Свои предложения участники совещания направили в адрес Президента РСР Садовничего В.А. Предложения были приняты, что называется, по горячим следам, поэтому через некоторое время эти же вопросы были обсуждены более взвешено и детально.

В итоге в ТГАСУ состоялось расширенное заседание Совета ректоров с участием Л.И.Голубятко, председателя обкома профсоюзов работников народного образования, В.И.Подкатова, председателя комитета по науке и образованию областной администрации, где были утверждены «Основные принципы социально-экономического и организационного реформирования высшей школы РФ». О сути этого документа рассказывает А.И.Чучалин, проректор по УР.:

- Мы сравнили некоторые показатели, характеризующие доступность образования и его распространенность и оказалось, что необходимо не сокращать вузы, как это планируется, а расширять сферу их участия в обществе. Например, в Америке на 10 тыс. человек приходится 350-400 студентов, у нас всего 190. У них количество лиц трудоспособного возраста, имеющих высшее образование по отношению к остальному населению составляет от 25 до 30%, а у нас - 17%.

На западе существуют частные вузы наряду с вузами, которые финансируются государством. При этом частные вузы получают бюджетные средства, а федеральные вузы имеют право учить за деньги. Такую модель финансирования со смешанными источниками мы взяли за основу, которая, я надеюсь, позволит нам достичь уровня западных стран в течение 10 лет. Таким образом, по нашему мнению, вузы должны получать 50% средств из федерального бюджета, 15% - из регионального и местного, 30% - это платные услуги вуза и ещё 5% - так называемые непрямые расходы вуза.

«Основные принципы» выйдут отдельнойброшюрой, будут представлены на заседании правления Российского Союза ректоров, разосланы в Гос. Думу, Федеральное собрание, Правительство.