Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Такие открытые

В чем польза массовых онлайн-курсов

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХ ЗАПУСТИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ В СТРАНЕ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. ЭТО УЖЕ ТРЕТИЙ МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС (МООК) ТПУ. ПЕРВЫЙ МООК — MYTHS AND FACTS ABOUT ROCKS («МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ КАМНЯ») — УНИВЕРСИТЕТ ВЕСЬМА УСПЕШНО ЗАПУСТИЛ В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЛАТФОРМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ IVERSITY.ORG. О ТОМ, ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНЫ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ И КАКОЙ ОПЫТ ОНИ ПРИВНОСЯТ В РАБОТУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СО СТУДЕНТАМИ, ГАЗЕТЕ «ЗА КАДРЫ. ТПУ» РАССКАЗАЛА ОДИН ИЗ АВТОРОВ КУРСА — ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГЕОЛОГИИ И РАЗВЕДКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ИНСТИТУТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛЮБОВЬ КРАСНОЩЕКОВА.

Любовь Краснощекова признается, что создание онлайн-курса требует немало времени, но это невероятно полезный опыт для современного педагога.

— Любовь Афанасьевна, расскажите, какие ожидания у вас были от участия в разработке МООК, насколько они оправдались?

— Решение участвовать в университетском конкурсе по разработке МООК мы с коллегами (авторы-разработчики МООК: Любовь Краснощекова, Татьяна Мартынова и Людмила Ананьева — прим. ред.) приняли сразу, как о нем узнали. Было очень интересно принять участие в таком значимом для университета проекте, приобрести новые знания, опыт. И эти ожидания оправдались полностью. За время разработки курса я побывала в роли сценариста, ведущего, была редактором и корректором отснятого материала. Трудно? Да. Сложно? Конечно. Но это было действительно интересно.

— А что было самым сложным?

— Самое сложное — объять необъятное. Рассказать хотелось о многом, но, когда стали составлять план лекций, поняли, что многое придется сократить или вообще исключить. По требованиям формата МООК лекции должны быть не дольше 7–12 минут. Материалы пришлось существенно перерабатывать и оставлять только самое важное, то, что позволит любому слушателю без специальных профессиональных знаний самостоятельно определять горные породы и минералы.

— Любовь Афанасьевна, курс запускался дважды: сначала на английском языке на европейской платформе Iversity.org, а чуть позже на российской платформе «Лекториум». Есть ли разница в восприятии материала между российскими и иностранными слушателями?

— Да, есть. Для иностранцев необходимы очень простые и точные формулировки, много нюансов возникает при переводе терминов по предмету. Если российским слушателям можно дать какие-то намеки, ссылки, чтобы человек сам нашел необходимый материал, работал дополнительно, то слушатели зарубежной платформы преимущественно были настроены на лекции. Радовало одно — и иностранные, и российские слушатели на протяжении курса всегда поддерживали друг друга, помогали различными советами, общались на форумах, рассуждали и пытались сделать обобщения. А нам было очень приятно читать отзывы и слова благодарности от слушателей по завершении курса.

— Этот опыт как-то отразился на вашей работе преподавателя ТПУ?

— Безусловно. Я часто обращаюсь к материалам курса на занятиях со студентами. Для ребят, у которых Пётрография не является профильной дисциплиной, МООК — это прекрасная возможность в интересной форме познакомиться с дисциплиной, узнать ее историю, интересные факты из мира горных пород. К тому же это удобно для студентов — учиться в подходящее для себя время. А англоязычный вариант курса поможет студентам попрактиковаться в профессиональном английском. Еще один важный момент — в курсе демонстрируется большое количество образцов, в том числе уникальных и редких, есть видеозаписи шлифов горных пород, сделанные на исследовательском микроскопе японской фирмы Olumpus с увеличением в диапазоне от 40 до 1000 раз. Возможность рассмотреть шлифы в таком виде уникальна. А для будущих геологов очень важно визуальное восприятие. Они должны знать, как выглядят те или иные горные породы.

— Какие советы вы могли бы дать преподавателям, задумывающимся о создании МООК?

— Сто раз подумать и… согласиться на разработку МООК. Обязательно учесть временной ресурс, который потребует у вас создание курса. График работы был очень напряженный, периодически мы просто «жили» в курсе. Но если вам интересно все новое, если вы не против попробовать свои силы в неизведанном, тогда смело беритесь за создание МООК! Если честно, наша команда очень сожалеет, что все закончилось. И если была бы возможность сделать еще один курс, мы с огромным удовольствием взялись бы за эту работу, но уже учитывая предыдущий опыт!

Подготовила Наталья Новикова

5000 человек со всего мира прошли обучение на открытых курсах ТПУ

О курсе «Мифы и реальность камня»

Курс «Мифы и реальность камня» получил высокую оценку со стороны платформы «Лекториум» и в скором времени будет запущен в режиме on-demand. Организаторы и слушатели платформы особенно отметили подход разработчиков к визуализации контента курса: интересные анимации геологических процессов, съемки шлифов минералов под микроскопом, большое количество наглядных материалов (в том числе экспонаты Минералогического музея ТПУ, коллекция которого насчитывает 15 тысяч образцов со всех континентов и содержит уникальные экземпляры с месторождений, которых уже нет в природе). Сильной стороной курса был признан и творческий подход преподавателей к сопровождению слушателей. В начале обучения слушатели знакомились друг с другом с помощью социальной стены Linoit. Затем еженедельно выполняли творческие задания на форуме: все вместе они создавали коллекцию минералов / горных пород (более 200 фото), распознавали камни в отрывках известных литературных произведений, пробовали распознать минералы на гравюре и многое другое. Так преподавателям удалось создать активное учебное сообщество, заинтересовать и вовлечь слушателей.

МООКи ТПУ

В 2015/16 учебном году были запущены 2 массовых открытых онлайн-курса (МООК) ТПУ на 2 платформах МООК (российская — «Лекториум» и европейская — Iversity.org). Осенью 2016-го планируется запуск третьего МООК («Инженерия будущего») также на платформе «Лекториум». Всего обучение на курсах прошли около 5000 человек со всего мира.

Важно!

Институт электронного обучения ТПУ приглашает преподавателей английского языка и профессиональной подготовки на английском языке Института природных ресурсов к использованию англоязычных МООК (Myths and facts about rocks; Introduction to petroleum engineering) в учебном процессе. Курсы размещены на платформе ТПУ-онлайн (http://edx.tpu.ru/). По всем вопросам вы можете обратиться к Евгении Владимировне Логиновой, loginova@tpu.ru.