Ну что же вы покачиваетесь, на цыпочки приподнимаетесь, уважаемый преподаватель? Волею Министерства образования у вас и так есть сила и власть над нами, простыми студентами. Не надо демонстрировать это лишний раз, иначе мы подумаем, что вы заносчивы или неуверенны в себе. А вы, почему вы так агрессивны?
Пальцы переплелись в тугую косичку, зрачки превратились в сверкающие точки,
а брови сбегаются к переносице. Мы же, как доктора, ваши внутренности по внешнему
облику читаем, вернее, стараемся читать, ведь до профессионалов в этом деле
нам еще далеко. Но университет нам в этом помогает. Поэтому и утверждает в учебных
планах курсы по физиогномики и кинесике. За мудреным названием этой дисциплины
скрывается не такое уж заумное содержание.
Кинесика – это наука, занимающаяся исследованиями языка тела, т.е. мимикой,
жестами, позой. По этим внешним характеристикам она судит о внутреннем состоянии
человека и о его характере. Например, гуляя по парку с девушкой, один парень
отодвигает нависшие ветви деревьев и пропускает спутницу. Другой же прогибается
под ветками и подругу подгибает. Кто же из них будет эффективнее справляться
с препятствиями в жизни? Ответ дает кинесика. А физиогномика распознает темперамент
и характер человека по структуре тела.
Например, длинный нос сообщит другим, что вы – мыслитель и консерватор, даже
если таковым не являетесь, а курносый нос выдаст то, что вы не умеете хранить
секреты, даже если вы сами считаете себя символом надежности. По мнению экспертов
невербальный язык содержит около 60 % информации о человеке. Ему доверяют больше,
чем вербальному. И кто-то умный сказал, что «сам язык придуман людьми для того,
чтобы обманывать». Поэтому порой очень важно заметить, почесывает ли ваш препод
в затылке (жест разочарования) или наклонил голову в сторону (жест сочувствия)
для того, чтобы продолжать дискуссию. Но следует также учесть, что невербальный
язык – вероятностное знание. Поэтому, когда преподаватель, обещая «автомат»,
почесывает нос, это еще не 100% гарантиb того, что он вас нагло обманывает (может.
нос действительно чешется). Кинетические советы для успешной сдачи сессии. «Как
так! Я знаю больше, я готовилась, учила, а мне поставили четыре. А она так беззаботно
и легко получила отлично. Это несправедливо!» Наверняка вы хотя бы раз оказывались
в подобной ситуации, когда в душе злоба кипит и булькает, а руки так и тянутся
к более успешной одногруппнице, дабы совершить нечто абсолютно недамское. Стойте!
Не делайте этого, иначе она никогда не скажет вам, как она добилась успеха,
и вам придется читать эти занудные советы.
Итак, со временем понимаешь, что знания – это еще не все, что тебе нужно на
экзамене, и даже с удивлением осознаешь, что это – не главное. Главное – правильная
презентация себя или способ эффективного подъезда к преподавателю. Хотя преподаватели
и бывают разные (кто-то ценит послушание, кто-то – инициативу). Основной рецепт
умелого подхода следующий.
Вспомнив и записав все, что знаете по вопросу билета, несколько раз глубоко
вдохните - выдохните и идите отвечать.
Подходите к преподавателю спокойно и свободно, направив на него взгляд.
Не садитесь прямо напротив экзаменатора, повернитесь немного в сторону.
Сидите спокойно, не ерзайте, выдавая свою неуверенность. Постарайтесь подстроиться
под преподавателя: скопируйте его осанку, жестикуляцию, позу. Говорите в его
темпе и на его громкости, неторопливо и с паузами.
Используйте его любимые слова и словосочетания (только не копируйте дефекты
речи!). Постарайтесь воспроизвести ритм его дыхания. Используя данный прием
отзеркаливания, не увлекитесь – вряд ли препод будет в восторге, если вы демонстративно
закинете ногу на ногу и откинетесь на спинку стула.
Во время ответа сохраняйте приветливое выражение лица, избегайте морщить лоб
и смотреть в упор.
Не прикрывайте рот и вообще избегайте жестов «рука-лицо».
Не теребите ручку, пуговицу, цепочку и т.п. во время ответа, лучше положите
руки на стол и соедините кончики пальцев, не соприкасая ладони – это жест уверенности.
И еще один совет - изучите выдержку из Указа Петра 1 от 09.12.1709: «Подчиненный
перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением
своим не смущать начальствоЙ»
Желаю вам не пуха, а силы духа. И если после вашего ответа преподаватель потирает
руки – будьте спокойны – он доволен.
Ксения ИНЕССОВА