Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Интересно, а главное, познавательно

Татьяна Швадленко

В Техническом университете немецкого города Дрезден прошла летняя школа «Embedded Computing Systems» (Встроенные компьютерные системы), в которой приняли участие 20 студентов ТПУ, окончивших 2–5 курсы Института кибернетики. Подготовка к школе началась ещё зимой: искали недорогое жильё и авиабилеты. Большинство не только впервые отправились учиться за границу, но и впервые побывали в чужой стране. Для всех без исключения поездка получилась волнительной и очень эмоциональной.

Организаторы (начальник ОЭО, доцент ИК О.М. Замятина, эксперты ОЭО Е.С. Бутакова, М.В. Лычаева, зам. директора ЦМОП М.С. Таюрская) хорошо потрудились, чтобы для участников учебный процесс был как можно более приятным. Не случалось заминок, изменения по ходу занятий вносились очень грамотно, не нарушали общую логику повествования.

Занятия в школе велись на английском языке. Поначалу было трудно адаптироваться к восприятию информации на иностранном языке, но преподаватели легко шли на контакт и объясняли непонятный материал.

Программа школы состояла из трёх частей. Первая – лекционный материал по машинной арифметике. В данном разделе нам представили вводную часть для общего понимания протекающих процессов в аппаратной части встраиваемых вычислительных систем. Д-р Томас Прёйссер, преподававший данный курс, объяснял всё четко, доходчиво, с наглядными примерами, старался, чтобы материал поняли все.

Вторая часть программы летней школы заключалась в проектировании дискретных систем. Данный раздел состоял из теоретической и практической частей. Теоретические знания были посвящены ознакомлению с языком VHDL. Д-р Мартин Цабель (преподаватель этого курса) и его ассистенты охотно помогали, когда у нас возникали проблемы с написанием программ. Они старались объяснить проблему в целом, подталкивая нас к правильному решению, если это не давало результатов, помогали с кодом программы.

Последним, но самым интересным разделом было программирование встраиваемых систем. Это были лабораторные занятия, которым мы посвятили большую часть отведенного нам времени. Несмотря на то, что на протяжении всей работы нас активно консультировал преподавательский состав, первоначальное задание пришлось упростить до элементарного прохождения роботом лабиринта и определения его положения на рабочей площадке.

При работе с этим замечательным роботом LEGO можно на собственном опыте ощутить разницу между теорией и практикой. Это тот случай, когда тебе кажется, что твой код должен работать идеально, но в силу погрешностей оборудования (моторчиков, датчиков) и несовершенства рабочих условий ты запускаешь своего робота в путь, а он ведёт себя совсем не так, как ты ожидал. Справедливости ради надо сказать, что чаще к сбоям приводили не капризы оборудования, а «кривость рук» или невнимательность человека, ответственного за обучение робота нужным движениям с помощью написания заветных строчек кода.

Но самое приятное, когда после длительной и кропотливой работы ты видишь положительный результат и понимаешь, что все старания приложены не зря. Кто-то справлялся лучше, кто-то хуже, несмотря на это, все студенты справились с задачей, успешно прошли проверку разработанных программ на тестовом лабиринте и получили долгожданные сертификаты, подтверждающие успешное окончание летней школы.

Организаторы позаботились не только о полезности нашего времяпрепровождения, но и о приятной его стороне. Помимо лекций и лабораторных работ, была подготовлена обширная культурная программа, которая позволила узнать досуг немецких студентов, познакомиться с университетом и городом. Багаж впечатлений от учёбы не сравнится по размерам с набором исключительно приятных эмоций, полученных от культурной программы и прогулок по старому, барочному Дрездену в веселой и дружной компании. Также было интересно пообщаться с преподавателями в неформальной обстановке.

Для преподавательского состава, как и для нас, это оказалось первым подобным опытом работы в летней школе, тем более с русскими студентами.

Преподаватели были приятно удивлены нашей способностью быстро включиться в работу, учитывая необычные для нас условия. Также они отметили большое количество девушек в нашей группе, посчитали, что 30 % представительниц слабого пола – это много для школы с такой тематикой.

Подводя итоги, хочется отметить, что поездка получилась очень удачной: нам повезло с организаторами, с коллегами-студентами. Во время обучения не было конфликтов – здоровая, рабочая, дружественная атмосфера. Многие сделали для себя полезные выводы, решили менять свою жизнь, кто-то просто подучить язык: английский, немецкий или Си.

Отдельно хотелось бы отметить жителей Дрездена. Это очень дружелюбные и приветливые люди, которые тепло приняли нас на две недели в своей стране. Любой прохожий, к кому бы мы ни обращались за помощью, не отказывал и помогал нам. Очень многие говорят на английском языке, попадаются и русские, что особенно приятно вдали от Родины, иногда приходилось объясняться на пальцах, но в целом общий язык находили со всеми.

По окончанию школы Дрезден нам стал почти родным, уезжать совсем не хотелось. Нашу группу объединяет один университет и институт, мы всегда можем созвониться, встретиться и вспомнить, как это было интересно, весело, а главное, познавательно.