Валерий Ростовцев
Томский политехнический совместно с администрацией Томской области и Управлением по недропользованию по Томской области 25–28 сентября проводит Международный научно-практический форум «Нефтегазовый комплекс Сибири: современное состояние и перспективы развития», посвященный 50-летию открытия нефти и газа на территории Томской области и 60-летию нефтегазового образования в Сибири.
«За кадры» опубликовала целую серию статей, посвященных созданию в 1952 году кафедры горючих ископаемых, перед которой была поставлена задача впервые за Уралом начать подготовку горных инженеров по специальности «Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений». Мы пытались показать, какие трудности пришлось преодолеть первому заведующему этой кафедры А.В. Аксарину и всему коллективу геологоразведочного факультета, как шло развитие кафедры, какой вклад её выпускники внесли в формирование топливно-энергетического потенциала страны и в зарубежных странах.
Особо важным событием для всех жителей Томской области явилось получение в апреле 1962 года первого промышленного фонтана газа в районе Каргаска и промышленного фонтана нефти недалеко от села Александровского в августе. Какие бы значимые события в жизни деревни, города, области, страны ни происходили, всегда у их истоков стояли конкретные люди, со своими сложными судьбами, страстями, порывами, мечтами, о которых говорят: «ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ».
Чтобы оценить значимость этих двух фонтанов, надо мысленно вернуться в 1962 год. В 1953 году в районе села Березова ударил первый газовый фонтан, в 1954 году были получены первые литры Колпашевской нефти, а в 1960 в Шаимском районе был получен первый нефтяной фонтан, но масштабность нефтегазоносности Западной Сибири была ещё далеко не ясна. Томские фонтаны сразу значительно расширили нефтяные горизонты и позволили резко усилить геологоразведочные работы в регионе. Естественно, для Томской области они сыграли ещё большую роль: появилась перспектива создания в области нефтегазодобывающей промышленности. И действительно, через четыре года после первого нефтяного фонтана, в июне 1966 года, на Советско-Соснинском месторождении были добыты первые сотни тонн томской нефти. Это было первым шагом к качественно новому уровню жизни жителей нашей области.
Конечно, любое открытие нового месторождения нефти или газа – это результат работы огромного коллектива, людей самых разных специальностей, но в геологическом табели о рангах к первооткрывателям относят автора первой структурной карты, на основании которой была заложена поисковая скважина.
Такую карту составил сотрудник Колпашевского геофизического треста Л.Г. Лурье. Затем идёт главный геолог экспедиции или старший геолог партии, который на основании созданной карты выбрал место её заложения и обеспечил контроль за бурением и испытанием. Причём именно он выбирает пласты, которые необходимо испытать, и от этого многое зависит. Таким геологом стал выпускник Московского нефтяного института имени И.М. Губкина К.Г. Котов. За геологом к первооткрывателям относят бурового мастера, который бурил скважину, и мастера по испытанию скважин. Ими на Усть-Сильге соответственно стали В.Ф. Исаев и М.М. Загиров. Их имена навечно записаны в анналы геологической истории освоения недр Томской области. За кадром этого великого события остались имена выпускников Томского политехнического: геологов Б.М. Волкова и А.К. Багаутдинова, которые в то время после окончания института трудились в этой партии. Именно их руками открывались задвижки фонтанной арматуры, и мощный газовый джинн с рёвом вырывался на свободу, пугая местных медведей и лосей. Этот газовый фонтан стал первым убедительным доказательством промышленной нефтегазоносности томских недр. Но в тот момент, как и сейчас, стране нужна была нефть. И она не заставила себя ждать.
19 августа 1962 года начальник геологического отдела Новосибирского геологического управления И.Г. Левченко и старший геолог Александровской нефтеразведки Е.Е. Даненберг радиограммой сообщили руководству, что на Сосниской площади впервые получен фонтан нефти максимальным дебитом 630 кубометров в сутки. Огромная цифра. Это была великая победа. Официально авторами её по праву считаются геофизик О.А. Терпляк, геолог Даненберг, буровой мастер Н.И. Пономарёв. Рядом с ними плечом к плечу стоял весь коллектив Александровской нефтеразведки, среди которого были и выпускники Томского политехнического, такие легендарные в дальнейшем, как Н.Е. Некрасов.
Несколько теплых слов хочется сказать о первооткрывателе, крупного даже по меркам Западной Сибири Советско-Соснинского нефтяного месторождения, Даненберге Евгении Евгеньевиче. Он не только первооткрыватель десятков месторождений в Томской области, но и оказал большое влияние на формирование высококлассных специалистов, выпускников Томского политехнического. Достаточно сказать, что его ближайшими соратниками были доктор геолого-минералогических наук В.Б. Белозеров, бывший главный геолог Томского геологического объединения В.И. Седунов, кандидат геолого-минералогических наук Г.И. Тищенко, чтобы понять, какого уровня специалистов он выпестовал после окончания ими вуза.
Е.Е. Даненберг – человек удивительной скромности, профессионализма, порядочности, масштабной эрудиции. И непростой судьбы. Сын крупного военачальника, героя Гражданской войны, попавшего под каток репрессий 1937 года, который особенно жёстко прошёлся по военным высшего состава. Е.Е. Даненберг в 17 лет в письме товарищу Сталину, с которым его отец был в Туруханской ссылке, просит, несмотря на молодость, отправить его на фронт, воюет и ещё остаётся 5 лет в армии после войны.
В геологию он приходит зрелым 30-летнем человеком. После окончания Московского нефтяного института имени И.М. Губкина в 1956 году. Как выразился академик А.Э. Конторович в своих воспоминаниях об Е.Е. Даненберге: «Для молодого специалиста многовато», но именно ему предстояло внести решающий вклад в формирование сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности Томской области. Видимо, человеческими судьбами предопределено, чтобы великие открытия совершали великие люди.
На предстоящих торжествах имена первооткрывателей нефтяных и газовых фонтанов будут звучать с официальных трибун и в тесном кругу геологов и нефтяников. Но лучшим памятником их славных подвигов являются десятки современных нефтяных и газовых промыслов и прекрасные таёжные города, такие как Стрежевой и Кедровый.