В.А.Власов, К.В. Юшицин, ВЛ. Клименов, О.С.Коваленко
Идея единства исследований и обучения была заложена еще Петром I в основании Российской академии наук. Это был первый шаг к созданию единого научно-образовательного комплекса. В советский период достаточно развитой оказалась только интеграция на \"индивидуальном\" уровне в форме привлечения видных ученых и специалистов к работе по совместительству на кафедрах, консультирования ими курсовых и дипломных проектов, их участия в деятельности специализированных советов вузов. В настоящее же время интеграция науки и образования является неотъемлемой частью развития общества. Сложившиеся условия деятельности исследовательских учреждений и высших учебных заведений превращают интеграционные процессы в одну из решающих предпосылок их последующего роста.
В вопросе о направлениях и методах интеграции существует широкий спектр позиций. Однако становится все меньше сторонников развития высшей школы, академической науки и отраслевых научно-технических комплексов только в своих ведомственных рамках. Существует мнение о необходимости объединения академических институтов и высших учебных заведений, а отраслевую науку развивать в институтах и лабораториях промышленных фирм и объединений. Но наибольшее число сторонников поддерживают идею поэтапной интеграции академических и отраслевых учреждений с высшими учебными заведениями. Такая интеграция представляет собой естественный процесс улучшения координации и углубления кооперации всех участников. Она должна развиваться в соответствии с приоритетными направлениями науки и образования, концентрировать усилия на решении ключевых фундаментальных и прикладных проблем и нацеливаться на внедрение научно-технических достижений как в реальное производство, так и в подготовку будущих специалистов и ученых.
Необходимо отметить, что понимание интеграции не осталось на бумаге. Оно во многом воплощено в жизнь.
Томских политехников с учреждениями РАН, СО РАН и ТНЦ СО РАН связывает традиционное и давнее сотрудничество.
В плане совместных работ с академическими учреждениями наиболее тесную связь установили НИИ при ТПУ, т.к. это сложилось традиционно еще при создании Томского Академгородка. Например, на основе лаборатории НИИ ЯФ при ТПУ создан Институт сильноточной электроники, 8 сотрудников НИИ ЯФ при ТПУ стали членами РАН (Месяц Г.А., Бугаев СП., Диденко А.Н. и др.). Основными направлениями интеграционных работ являются исследования:
Совместные работы ИОФАН (г.Москва) и НИИ ВН при ТПУ включены в международную научно-техническую программу по созданию системы лазерной молниезащиты.
По программе \"Сибирь\" СО РАН РФ оценены ресурсы, качество и потребительские свойства лечебно-минеральных вод Томской области и выработаны рекомендации по оптимальному развитию сети водолечебниц и здравниц, заводов разлива минеральных вод.
В 1990 г. НИИ интроскопии при ТПУ изготовил и установил в Институте онкологии РАМН первый в России бетатрон с выведенным электронным пучком для интероперационной терапии. НИИ ЯФ при ТПУ совместно с ОИЯИ и Институтом ядерной физики СО РАН, а также с Университетом г. Хиросимы подготовили и провели на Токийском синхротроне эксперимент по когерентному рождению электронно-позитронных пар фотонами высоких энергий в кристалле; получено доказательство существования когерентного эффекта.
Научные исследования политехников неоднократно отмечались как лучшие достижения года в отчетных докладах на сессиях РАН, были награждены почетными дипломами РАН и СО РАН.
Ведущие ученые РАН, СО РАН привлекаются к работе в университете в качестве заведующих кафедр (академик В.Е.Панин, директор Томского филиала Института геологии нефти и газа С.Л.Шварцев). С другой стороны, сотрудники ТПУ являются заведующими лабораториями в Томских академических учреждениях: в ИСЭ - профессор Д.И. Вайсбурд, в ИГНГ работают профессора Н.М.Рассказов и М.Б. Букаты и др. Профессора ТПУ являются членами диссертационных советов в институтах РАН и СО РАН г.Томска (профессора В.Л.Чахлов, К.П.Арефьев, В.В.Лопатин, А.И.Рябчиков). По результатам исследований на базе ТПУ совместно с академическими учреждениями проводятся симпозиумы, конференции и совещания, например:
Учитывая сложившиеся трудности с финансированием науки и необходимость сохранения и укрепления интеллектуального потенциала страны, в 1997 году была создана ФЦП \"Интеграция\". ТПУ принимает активное участие в программе с первых дней се существования.
В рамках программы было создано 2 учебно-научных центра:
По проекту \"Сибирский научно-учебный центр радиационной диагностики и терапии\" разработан и изготовлен бетатрон ВМ- 10Э. В настоящее время этот бетатрон эксплуатируется в НИИ онкологии и Томского научного центра РАМН, а в НИИ ИН при ТПУ ведутся работы по оборудованию специального бункера для эксплуатации этого бетатрона и линейного ускорителя НИИ онкологии.
По проекту \"Российский материаловедческий центр - форма интеграции высшего образования и фундаментальной науки\" фундаментальные исследования проводятся совместно с АлГТУ, ИФПМ СО РАН по новому научному направлению - физической мезомеханики структурно неоднородных материалов. Исследования проводятся с участием студентов в форме НИРС, практик, выпускных бакалаврских и дипломных работ, магистерских диссертаций. Создан единый научный центр \"Композит\", главной целью которого является подготовка инженерных кадров с повышенным творческим потенциалом и развитие инженерного образования в Сибирском регионе. Студенты центра получили медаль РАН, стипендии Президента и Правительства РФ.
В прошлом году по ФЦП \"Интеграция\" выполнены следующие проекты:
По всем проектам проводятся совместные фундаментальные исследования, соответствующие основным приоритетным научным направлениям. Одной из важных сторон ФЦП \"Интеграция\" является подготовка кадров. Сформирована система отбора и привлечения способных студентов, организовано непрерывное образование по цепочке студент - бакалавр - инженер - аспирант - докторант. Проводятся межвузовские олимпиады, конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.
Эффективно используется материально-техническая база академических учреждений. В филиале кафедры ТПУ в ИФПМ выделена учебная лаборатория - лабораторные работы проводятся на современном действующем оборудовании. В НИИ онкологии смонтированы и используются в учебных целях для подготовки студентов и повышения квалификации техников медицинские рентгеновские аппараты.
В прошедшем году созданы и успешно работают 2 новых учебно-научных центра:
Научно-учебные структуры, формируемые с участием иностранных партнеров, станут эффективным средством укрепления позиций в международном научно-техническом сотрудничестве. В ТПУ созданы и работают международные учебно-научные лаборатории:
В работе этих лабораторий принимают участие и сотрудники академических учреждений. Имея такие лаборатории по приоритетным направлениям науки и техники, мы готовы сделать следующий шаг и организовать совместные лаборатории с учреждениями РАН, РАМН и СО РАН. Уже есть первый опыт в создании такой лаборатории. На базе кафедры композиционных материалов и покрытий и ИФПМ СО РАН создан международный центр \"Физическая мезомеханика\" (партнеры - Южная Корея, Китай, Германия).
Создание \"Академического инновационного университета\" предусматривает:
Учитывая выше сказанное, можно отметить, что наш университет практически готов к формированию университета нового типа.
Наиболее эффективной формой, обеспечивающей интеграцию образовательного процесса и научных исследований являются научно-учебные центры, действующие на базе государственных научных подразделений и вузов. В результате совместной деятельности должны быть созданы оптимальные условия для разработки передовых технологий и подготовки элитных кадров, что обеспечит их высокий инновационный потенциал.
Необходимость создания интеграционных структур диктуется следующим:
Каким образом можно обеспечить создание, выживание и развитие таких центров в существующих условиях? В рамках действующей правовой базы, пожалуй, единственным способом обеспечения долговременной устойчивости УНЦ является реализация в их организационных структурах принципа коллективного использования вычислительных и информационных ресурсов, приборов и оборудования. То есть, УНЦ в будущем должны фактически выполнять и функции центров коллективного пользования приборами и оборудованием для организаций науки и высшего образования.
Предполагается, что в результате реализации проекта \"Академический инновационный университет\" будут достигнуты:
Инновационный путь развития российской экономики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных инженеров, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Создание \"Академического инновационного университета\" направлено на решение этой задачи. В программе его создания предусмотрено развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной в условиях рыночной экономики.
Формирование интегрированных научно-образовательных коллективов способствует также решению межрегиональных проблем, созданию наукоемкой продукции.
Объединенные научно-технические и образовательные структуры, формируемые с участием, иностранных партнеров, могут явиться наиболее эффективным средством укрепления позиций нашей страны в международном научно-техническом сотрудничестве.
Для формирования стратегии инновационной политики, разработки концепции инновационного университета и целевой инновационной программы создан Совет по инновационной политике ТПУ. Основной целью которого является формирование среды, основанной на интеграции традиционных академических ценностей и предпринимательских идей, повышение творческой активности научных сотрудников, преподавателей и студентов.
Для реализации в ТПУ стратегии инновационной политики и целевой инновационной программы университета создан Инновационный центр. Реализация в ТПУ стратегии инновационного развития, путем формирования системы управления инновационными процессами во всех сферах деятельности университета, а также коммерциализация разработок и их реализация на рынке будут способствовать увеличению поступлений внебюджетных средств, направляемых, в первую очередь, на развитие материальной базы исследовательских и образовательных подразделений.
Основными направлениями деятельности инновационного центра являются:
Создание Инновационного центра, как структуры, обеспечивающей связь научно-исследовательского сектора ТПУ и НИИ при ТПУ с экономикой, связано с дальнейшим развитием инфраструктуры управления инновационно-технологической деятельностью. Следует отметить, что в Минобразования инновационная деятельность ведется уже больше 10 лет и накоплен как положительный, так и отрицательный опыт, с учетом которого деятельность центра должна быть сконцентрирована на решении следующих практических задач:
Одной из характерных черт инновационного университета считается применение гибкой и разнообразной системы источников финансирования. Необходима целенаправленная и методическая работа по расширению участия в конкурсах - в первую очередь через Минпромнауки, РАН, фонды министерств и ведомств, зарубежные и международные фонды. Для этого требуется наладить информационную работу, установить связи с зарубежными коллабораторами и соисполнителями, создать систему подготовки и подачи материалов по инновационным разработкам.
Особую значимость будет приобретать формирование нового источника получения дохода (который практически отсутствует в нашем университете), связанного с продажей патентов и лицензий. Здесь на первый план выходит организация работы с интеллектуальной собственностью и отработка системы взаимоотношений университета с предприятиями различных форм собственности.
В Инновационном центре налажена систематическая работа по подготовке и подаче инновационных проектов на конкурсы различного уровня, среди которых можно отметить следующие, представленные на конкурс Минобразования России:
Особо следует выделить инновационный проект НИИ Интроскопии при ТПУ, представленный на конкурс региональных проектов Минобразования России \"Разработка источников тормозного излучения для мобильных досмотровых систем контроля крупногабаритных грузов\", имеющий большую перспективу.
Для представления данных об инновационных проектах в ИТЦ налажена работа по технологическому аудиту и бизнес-планированию.
И, в заключение, хотелось бы отметить, что для успешного выполнения программы интеграции академической и университетской науки, развития инновационной деятельности требуется системный подход и стратегическое планирование в достижении долгосрочных и первоочередных задач.