Д.И. Вайсбурд, Ю.П. Похолков, П. С. Чубик
Заглянем в словарь и узнаем, что слово \"элита\" французского происхождения; \"elite\" означает \"отборный\", то есть избранный из всех по высокому уровню какого-либо качества.
Слово \"элитный\" имеет также значение - \"производящий элиту\". Элитное образование обеспечивает наилучшим образом подготовленных (образованных) выпускников, которые в будущем способны стать наиболее видными представителями какой-либо части общества - составить общественную элиту: профессиональную, научную, политическую, гуманитарную, политическую и т.д. Общественная элита - главное богатство общества.
Кто такие элитные специалисты и какова их роль в обществе?
Творческие лидеры, элитные специалисты, играют выдающуюся роль в современном обществе. Их идеи и деятельность определяют прогресс практически всех областей жизни: науки, техники, технологии, культуры, искусства. Сегодня Россия экспортирует в основном сырье, а импортирует огромное число зарубежных товаров. Печальная статья нашего \"экспорта\" - интеллектуальная элита, в том числе выдающиеся ученые: математики, физики-теоретики, элитные специалисты в области микроэлектроники и компьютерной техники.
Существуют высокотехнологичные, наукоемкие области техники, в которых наша страна занимала самые передовые позиции в мире, и единственным ее конкурентом были США. Перечисление этих достижений демонстрирует определяющую роль элитных специалистов:
Перспективные научно-технические направления Томского политехнического университета, подтвердившие свою конкурентоспособность на мировом рынке, создавались под руководством выдающегося организатора науки и высшего образования, профессора Александра Акимовича Воробьева, который 26 лет с 1944 по 1970 год был ректором ТПУ и развивал научные идеи своего учителя профессора П.С.Тартаковского - одного из выдающихся физиков XX века. Вне всяких сомнений, П.С. Тартаковский и А.А. Воробьев были элитными специалистами, как по одаренности, так и по фундаментальному образованию.
Базой для подготовки научно-технической элиты являются научные Школы
Подготовка элитных специалистов базируется на научных школах, которые, развивая науку, создают систему отбора и обучения талантливых учеников, обеспечивая свою долговечность и конкурентоспособность. Базой Русской математической школы, одной из трех великих наряду с Французской и Немецкой, всегда был мех.-мат. МГУ. В России много университетов высокого класса, имеющих вековые традиции и достижения, однако 80 % выдающихся математиков России, которые причислены к мировой математической элите, являются выпускниками МГУ.
Большинство выдающихся физиков России - представители научных Школ: ленинградского Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе, московского Физического института имени П.Н. Лебедева, московского Института физических проблем имени П.Л. Капицы и Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау.
Конкурентоспособность ТПУ на российском и международном рынках образовательных услуг существенно возрастет, если в нашем вузе будет создана эффективная система элитного технического образования. В ней будут выращиваться и будущие преподаватели, и будущие научные сотрудники университета - основа развития научных Школ.
Определяющие признаки элитного технического специалиста
Отсюда следуют основные, необходимые составляющие системы элитного технического образования:
Опыт вузов, нацеленных на выпуск элитных технических специалистов
Системы высшего образования передовых стран всегда были озабочены проблемой подготовки элитных специалистов, выпуск которых значительно поднимал конкурентоспособность университетов на рынке образовательных услуг. Выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Кеннет Гэлбрейт вспоминает, что президент Франклин Рузвельт, начиная реформу американской экономики, призвал к руководству страной целый курс выпускников Гарвардского университета. Их деятельность под руководством президента сыграла выдающуюся роль по выводу страны из великой депрессии.
В США более 1000 университетов, но наиболее способные ученики средних школ стремятся в \"первую десятку\" университетов, дипломы которых гарантируют престижные высокооплачиваемые места работы и возможности для карьеры в различных областях, включая наукоемкий бизнес. В \"первую десятку\" университетов входят Гарвардский, Массачусетский технологический институт, Принстонский, Корнельский, Колумбийский. Нью-йоркский, Калифорнийский, Калифорнийский технологический институт, Стенфордский и др. Жесткую конкуренцию им составляют более молодые университеты и элитные частные школы высшего образования. Год обучения в университете первой десятки стоит очень дорого - более 30 тыс. долларов. В элитных частных школах еще дороже.
В Европе много старинных университетов. Среди них заслуженной славой пользуются Оксфордский и Кембриджский в Великобритании, Парижский университет (включая Сорбонский) и Парижский политехнический университет (Ecole Polytechnique) во Франции, Мюнхенский технический университет в Германии.
Много хороших университетов и России. Лидерами российского высшего образования являются Московский госуниверситет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский госуниверситет (СПГУ), Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ), Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт.
Особенно важен опыт вузов, которые нацелены на выпуск только элитных технических специалистов и отбирают для обучения небольшое число самых способных из большого числа желающих. К ним, в частности, относится французский Ecole Polytechnique и Московский физико-технический институт.
Французский Ecole Polytechnique -один из самих элитных технических университетов Европы. Ему более 200 лет. Среди выпускников: Коши, Пуанкаре, Ампер, Карно, Гей-Люссак, Монж, Бертолле - более 20 известнейших ученых. И сегодня велик вклад выпускников Ecole Polytechnique во все научно-технические достижения Франции.
Главными являются следующие принципы: 1) жесткий конкурсный отбор учащихся, 2) непосредственное участие научных институтов в учебном процессе. Первый (подготовительный) цикл обучения кандидаты проходят за пределами Ecole Polytechnique в других университетах или колледжах в течение от 2 до 4 лет. Затем конкурс документов, рекомендаций и, наконец, конкурсные экзамены. Из допущенных к экзаменам отбор ~ 1:10. Обучение начинается со 2-го (фундаментального) цикла (2-2,5 года). Всего шесть аудиторных дисциплин: математика, общая и теоретическая физика, квантовая химия, молекулярная биология, компьютерные науки, глобальная экономика. Язык и гуманитарные науки - вне аудиторных занятий. Всего обучается 1500 студентов. Учебный процесс поддерживают 25 крупных научных лабораторий, которые, как правило, получают финансирование от трех основных ведомств Франции: Университетов, Комиссариата по атомной энергии (СЕА) и Национального центра научных исследований (CNRS), играющего роль министерства науки.
Томский политехнический поддерживает с Ecole Polytechnique тесные научные и образовательные отношения: совместные Научные гранты INTAS, обмен студентами. В прошлом году прошли семестровую научную практику(стажировку) Ecole Polytechnique 3 студента. Характерная деталь: уже на третьем курсе, перед третьим циклом (специализацией) каждый имеет контракт с будущим местом работы.
Московский физико-технический институт (МФТИ) был создан для выпуска элитных специалистов в области прикладной физики. По рейтингам западных экспертов в нашей стране выпускники МФТИ относятся к числу элитных. Формировали \"систему физтеха\", заведовали кафедрами и читали лекции студентам МФТИ лауреаты Нобелевской премии академики: П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, Н.Н. Семёнов. A.M. Прохоров, академики: С.А. Хрис-тианович, А.А. Дородницын, М.А. Лаврентьев, М.В. Келдыш, СП. Королёв, Б.В. Раушенбах, B.C. Владимиров, СМ. Никольский, Н.Н. Моисеев, трижды Герой социалистического труда К. И. Щёлкин и многие другие.
Природные способности, высококачественное образование, мотивированность на интенсивный, напряжённый труд, а также опыт работы в лучших научных коллективах страны -именно это позволяет выпускникам МФТИ всех поколений занимать лидирующее положение в научной и производственной сферах, в органах государственного управления, а в последние годы - и в крупном бизнесе.
Среди выпускников МФТИ более 50 членов РАН, известные учёные, государственные деятели, руководители министерств, космонавты, журналисты, бизнесмены.
Важнейшими принципами МФТИ также являются жесткий конкурсный отбор учащихся - студентов и самое непосредственное участие в учебном процессе московских академических и отраслевых НИИ. Среди них: Институт атомной энергии им, И.В. Курчатова, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Институт физических проблем им. П.Л. Капицы РАН, Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН, Институт физики высоких давлений РАН, Институт общей физики РАН и др.
Опыт технических университетов, нацеленных на выпуск элитных специалистов, показывает, что базой элитного технического образования (ЭТО) являются следующие принципы:
Нет сомнений, что элитные специалисты нужны обществу, государству и, в конечном счете, всем нам.
Возникает проблема: как создать систему ЭТО внутри крупного политехнического университета, как совместить систему обучения большого числа студентов (систему всеобуча) и систему элитного образования для небольшого числа самых способных, отобранных демократическим способом по конкурсу?
Архитектура системы ЭТО – многоступенчатая (многоэтажная) конкурентная среда для студентов и преподавателей
Сегодня среда является одноступенчатой: с 1 по 4 курс включительно все студенты одной специальности обучаются по одним и тем же программам. Планируется построить многоступенчатую (многоэтажную) систему, в которой с 1 по 4 курс будет 4-5 уровней обучения студентов. Распределение по первым трем этажам начинается сразу после первого семестра по данным академической успеваемости, беспристрастно оцениваемой с помощью компьютерных технологий тестирования, а также мероприятий олимпиадного типа, позволяющих выявить творческие способности. При этом студенты будут стараться получить более высокие баллы, чтобы оказаться на более высоком этаже обучения, где программы труднее, преподаватели более высокой квалификации, но и перспективы будущего лучезарней. Система сильной мотивации, основные составляющие которой приведены ниже, должна стимулировать студентов проявлять свои лучшие качества: способности, трудолюбие, самоотверженность и др. Конкурентная среда создается также и для преподавателей. Наиболее объективный способ оценки - отечественная и международная сертификация, например, на звание \"Европейский преподаватель\". Чем выше уровень сертификата, тем выше этаж, на котором действует преподаватель. При этом учитываются достижения в науке: ученая степень, публикации и их международный рейтинг, монографии, учебники и учебные пособия, владение иностранными языками, опыт преподавания у нас и за рубежом. Чтобы преподаватель стремился преодолевать столь высокие барьеры, также нужна сильная система мотивации.
Проект системы ЭТО ТПУ
Проект системы ЭТО ТПУ состоит из трех циклов:
Ниже перечислены задачи, которые необходимо решить для создания в ТПУ системы ЭТО.
Основные задачи подготовительного цикла:
Основные задачи фундаментального цикла:
Выполненные в 2002 году предварительные исследования показали, что приблизительно 5 % от общего числа студентов технических факультетов способны стать элитными специалистами. На втором курсе сегодня обучается 104 группы, т.е. более 2000 студентов. Приблизительно 100 из них способны получить элитное образование. Однако не все по разным причинам пожелают преодолевать такой трудный барьер, как двухлетний фундаментальный цикл (3-4 курсы). Поэтому реально после 2 курса всех технических факультетов для ЭТО можно будет отбирать порядка 50 студентов.
Организация фундаментального цикла требует:
Основные задачи специализации (5 и 6 курсы)
Этот цикл отличается от предыдущих большим разнообразием учебных программ и траекторий:
Система мотивации студентов:
Система мотивации преподавателей:
Работа на более высоких ступенях (этажах) конкурентной среды системы ЭТО обеспечивает преподавателю:
Выводы
По существу создание ЭТО потребует постепенного реформирования всей системы обучения в ТПУ. Это очень трудная, но посильная задача, если ее решением с энтузиазмом займутся деканаты, кафедры, а ректорат объединит их усилия. Важно, чтобы все поняли: эта работа - в интересах всех и будущего ТПУ.
Несмотря на огромное число вузов и студентов, наши государственные организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов. А частные российские компании даже вынуждены импортировать квалифицированные кадры из-за границы. Это означает, что на таких специалистов в стране есть спрос. Есть рынок. И этот рынок должен стать нашим. В подходе к модернизации системы образования линия на развитие интеллектуального потенциала общества должна быть доминирующей.