Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Академический инновационный университет

Ю.П. Похолков, А.И.Чучалин, Б.Л.Агранович, В.Н. Чудинов

Университеты во всех странах мира в настоящее время обеспокоены изменением внешней среды, потерей былой стабильности, сокращением финансирования со стороны государства, стремительному расширению требований потребителей продуктов их основной деятельности - научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг. Социально-экономические реформы в России усиливают эти факторы, воздействующие на национальную систему высшего образования и каждый вуз в отдельности.

Современное производство, основанное на знании, и развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. От университетов требуется постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации преподавателей. Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать.

Ведущие исследователи мира считают одной из главных проблем существующий и усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университетов и их предложением. Эксперты отмечают значительную несимметрию отношений университетов с окружающей их внешней средой. Эти дисбаланс и несимметрия порождают неудовлетворенность университетов своей деятельностью и стремление к трансформациям.

Трансформации связывают, в основном, с идеями \"предпринимательского\" университета, который активно ищет инноваций в своем бизнесе, вырабатывает существенные изменения в своем характере для того, чтобы занять более перспективные позиции в настоящем и будущем. Трансформации имеют место тогда, когда руководители и весь коллектив университета, осознав их необходимость, проявляют инициативу и вместе работают над реализацией инновационных идей, сохраняя при этом традиционные академические ценности университета.

Ряд ведущих российских и зарубежных университетов активно работают над концепциями \"исследовательских университетов\", \"академических университетов\", \"инновационных университетов \" и т.д. В России это Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Южно-российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Томский государственный университет. За рубежом реализацией идей \" предпринимательского \" университета занимаются Warwick University (Англия), Twente University (Голландия), University of Strathclyde (Шотландия), Chalmers University of Technology (Швеция) и University of Joensuu (Финляндия). Их опыт подробно описан в опубликованной в 1998 году издательством Международной ассоциации университетов книге Burton R. Clark \"Creating Entrepreneurial University Organizational Pathways of Transformation\".

Глобальной стратегической целью Томского политехнического университета, провозглашенной в Комплексной программе развития на период 2000-2005 гг., является его интеграция в мировое научно-образовательное сообщество. Анализ деятельности университета в 2002г. и оценка выполнения Комплексной программы развития указывают на ограничение перспектив достижения стратегической цели в заявленный временной период вследствие недостаточно адекватного реагирования университета на меняющиеся вызовы внешней среды.

Внешней средой для университета являются федеральные, региональные и муниципальные властные структуры, министерства и ведомства, в том числе, Минобразования РФ и Министерство науки, промышленности и технологий РФ. российские и зарубежные вузы, довузовские образовательные учреждения и научные организации, в том числе Российская академия наук, российские и зарубежные промышленные предприятия, сферы бизнеса и культуры, российское и зарубежное сообщества как физические лица и общественные организации, ассоциации, фонды и т.д.

Задачей университета является приведение в соответствие его поведения с требованиями внешней среды путем трансформации в \" академический инновационный университет \", сочетающий в своей деятельности традиционные академические ценности и предпринимательские идеи.

Университет находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой - обменивается информацией, изучает потребности, получает финансирование, привлекает ресурсы, развивает сотрудничество, приобретает опыт, поставляет продукцию, оказывает услуги и т.д. Это взаимодействие должно происходить все более активно, интенсивно и эффективно для сохранения и укрепления позиций университета во внешней среде.

В докладе обсуждаются основные принципы трансформации Томского политехнического университета в \"академический инновационный университет\":

  1. Развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения.
  2. Опережающая подготовка элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний.
  3. Сохранение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности.
  4. Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды.
  5. Совершенствование структуры и управления университетом на основе сочетания административного и проектного менеджмента.
  6. Диверсификация источников финансирования университета и активный \"фандрайзинг\" (поиск и привлечение денежных средств).
  7. Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой.

Развитие инновационного образования предполагает целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующего содержания и методов обучения с использованием:

  • мировых информационных ресурсов и баз знаний,
  • \"бенчмаркинга\" с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ,
  • предпринимательских идей в содержании курсов,
  • проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук,
  • активных методов \"контекстного обучения\" и \"обучения на основе опыта\",
  • методов \"case studies\", основанных на практике,
  • проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач.

Подготовка элитных специалистов должна включать:

  • многоступенчатый конкурсный отбор способных студентов,
  • усиление роли фундаментального, в первую очередь, физико- математического образования,
  • максимальную интеграцию университета, институтов Российской академии наук, других научных и производственных организаций в учебном процессе,
  • командный метод обучения с формированием групп, включающих будущих исследователей, разработчиков, экономистов и менеджеров,
  • мотивацию всех участников процесса: студентов, преподавателей, научных организаций и работодателей.

Для сохранения академической базы университета, стимулирования развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности необходимо:

  • организационное оформление взаимодействия университета и институтов Российской академии наук,
  • объединение их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов через создание учебно-научных центров по приоритетным направления развития науки и техники,
  • создание совместных международных лабораторий и участие в международных программах,
  • устойчивое системное взаимодействие по проведению совместных интеграционных фундаментальных научных исследований,
  • разработка комплексной программы подготовки элитных специалистов для Российской академии наук и ведущих отраслей промышленности,
  • развитие инновационной инфраструктуры университета,
  • привлечение эффективных менеджеров к управлению подразделениями вуза (учебно-научными центрами) и создание эффективной системы их подготовки и переподготовки.

Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды предполагает:

  • развитие корпоративной культуры в направлении координаты \"конкуренция\",
  • поддержка достаточного уровня культуры типа \"иерархия\",
  • усиление в корпоративной культуре ряда структурных подразделений университета составляющей \"адхократия\", а также создание дочерних компаний с корпоративной культурой преимущественно данного типа.

Для совершенствования внутренней структуры и управления университетом на основе сочетания административного и проектного менеджмента необходимо:

  • четко и ясно сформулировать миссию университета, разделяемую большинством руководителей и сотрудников, готовых ее реализовать,
  • усилить роль общественных институтов в управлении университетом,
  • повысить эффективность стратегического планирования, управления и реализации Комплексной программы развития университета,
  • совместить тактику управления университетом со стратегическими целями и установками Комплексной программы развития,
  • адаптировать организационную структуру университета к решению стратегических задач через более адекватное взаимодействие с внешней средой и тактических задач внутри университета,
  • развивать маркетинговые исследования по основным направлениям деятельности университета,
  • активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самоаттестации университета,
  • гармонизировать всю систему управления университетом с принципами всеобщего управления качеством (\"Total quality management, TQM \") и требованиями международного стандарта ISO 9001-2000,
  • повысить профессионализм университетских менеджеров.

Диверсификация источников финансирования университета предполагает более активный поиск и привлечение денежных средств за счет:

  • выполнения научно - технических разработок ( НИР, ОКР, и т.д.),
  • создания и реализации инновационной технологической продукции (опытное и мелкосерийное производство),
  • реализации образовательных услуг и инновационных образовательных технологий,
  • выполнения крупных, в том числе международных проектов,
  • расширения консалтинговых услуг,
  • аренды не используемых помещений университета,
  • даров спонсоров и меценатов,
  • пожертвований выпускников университета,
  • социально-культурного сервиса.

Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой требует:

  • значительной активизации деятельности Совета попечителей университета,
  • активного вовлечения в деятельность университета Ассоциации выпускников и ее филиалов,
  • расширения взаимодействия и создания совместных структур с институтами Российской академии наук,
  • активного привлечения существующих малых Hi-Tech предприятий к внедрению инновационных разработок университета и создания новых \" венчурных\" компаний,
  • развития совместной деятельности с крупными промышленными предприятиями и комплексами,
  • расширения взаимодействия с довузовскими образовательными учреждениями, создания образовательных комплексов,
  • углубления кооперации с российскими и зарубежными университетами и научными организациями, создания совместных, эффективно действующих структур,
  • расширения сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом,
  • активного взаимодействия с различными российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и общественными организациями,
  • эффективной непрерывной работы с министерствами и ведомствами,
  • развития отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях.

В докладе обсуждается новая организационная структура и система управления Томского политехнического университета как \"академического инновационного университета\", предполагающая более активное вовлечение представителей внешней среды в процессы стратегического планирования и оценки деятельности университета, а также наличие двух контуров университетского менеджмента: внешнего стратегического, возглавляемого Президентом, и внутреннего тактического, возглавляемого Ректором.