Ю.П. Похолков, А.И.Чучалин, Б.Л.Агранович, В.Н. Чудинов
Университеты во всех странах мира в настоящее время обеспокоены изменением внешней среды, потерей былой стабильности, сокращением финансирования со стороны государства, стремительному расширению требований потребителей продуктов их основной деятельности - научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг. Социально-экономические реформы в России усиливают эти факторы, воздействующие на национальную систему высшего образования и каждый вуз в отдельности.
Современное производство, основанное на знании, и развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. От университетов требуется постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации преподавателей. Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать.
Ведущие исследователи мира считают одной из главных проблем существующий и усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университетов и их предложением. Эксперты отмечают значительную несимметрию отношений университетов с окружающей их внешней средой. Эти дисбаланс и несимметрия порождают неудовлетворенность университетов своей деятельностью и стремление к трансформациям.
Трансформации связывают, в основном, с идеями \"предпринимательского\" университета, который активно ищет инноваций в своем бизнесе, вырабатывает существенные изменения в своем характере для того, чтобы занять более перспективные позиции в настоящем и будущем. Трансформации имеют место тогда, когда руководители и весь коллектив университета, осознав их необходимость, проявляют инициативу и вместе работают над реализацией инновационных идей, сохраняя при этом традиционные академические ценности университета.
Ряд ведущих российских и зарубежных университетов активно работают над концепциями \"исследовательских университетов\", \"академических университетов\", \"инновационных университетов \" и т.д. В России это Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Южно-российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Томский государственный университет. За рубежом реализацией идей \" предпринимательского \" университета занимаются Warwick University (Англия), Twente University (Голландия), University of Strathclyde (Шотландия), Chalmers University of Technology (Швеция) и University of Joensuu (Финляндия). Их опыт подробно описан в опубликованной в 1998 году издательством Международной ассоциации университетов книге Burton R. Clark \"Creating Entrepreneurial University Organizational Pathways of Transformation\".
Глобальной стратегической целью Томского политехнического университета, провозглашенной в Комплексной программе развития на период 2000-2005 гг., является его интеграция в мировое научно-образовательное сообщество. Анализ деятельности университета в 2002г. и оценка выполнения Комплексной программы развития указывают на ограничение перспектив достижения стратегической цели в заявленный временной период вследствие недостаточно адекватного реагирования университета на меняющиеся вызовы внешней среды.
Внешней средой для университета являются федеральные, региональные и муниципальные властные структуры, министерства и ведомства, в том числе, Минобразования РФ и Министерство науки, промышленности и технологий РФ. российские и зарубежные вузы, довузовские образовательные учреждения и научные организации, в том числе Российская академия наук, российские и зарубежные промышленные предприятия, сферы бизнеса и культуры, российское и зарубежное сообщества как физические лица и общественные организации, ассоциации, фонды и т.д.
Задачей университета является приведение в соответствие его поведения с требованиями внешней среды путем трансформации в \" академический инновационный университет \", сочетающий в своей деятельности традиционные академические ценности и предпринимательские идеи.
Университет находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой - обменивается информацией, изучает потребности, получает финансирование, привлекает ресурсы, развивает сотрудничество, приобретает опыт, поставляет продукцию, оказывает услуги и т.д. Это взаимодействие должно происходить все более активно, интенсивно и эффективно для сохранения и укрепления позиций университета во внешней среде.
В докладе обсуждаются основные принципы трансформации Томского политехнического университета в \"академический инновационный университет\":
Развитие инновационного образования предполагает целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующего содержания и методов обучения с использованием:
Подготовка элитных специалистов должна включать:
Для сохранения академической базы университета, стимулирования развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности необходимо:
Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды предполагает:
Для совершенствования внутренней структуры и управления университетом на основе сочетания административного и проектного менеджмента необходимо:
Диверсификация источников финансирования университета предполагает более активный поиск и привлечение денежных средств за счет:
Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой требует:
В докладе обсуждается новая организационная структура и система управления Томского политехнического университета как \"академического инновационного университета\", предполагающая более активное вовлечение представителей внешней среды в процессы стратегического планирования и оценки деятельности университета, а также наличие двух контуров университетского менеджмента: внешнего стратегического, возглавляемого Президентом, и внутреннего тактического, возглавляемого Ректором.