Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Памяти ученого

18 июня из жизни ушел Альфред Андреевич Дульзон

18 июня из жизни ушел Альфред Андреевич Дульзон - выдающийся представитель фундаментальной и прикладной науки, советский и российский ученый в области энергетики, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Сын крупного ученого-филолога, выпускник ТПИ, получивший в 1960 г. диплом с отличием по специальности «электрические станции и сети», в 1963–1966 гг. А.А. Дульзон обучался в аспирантуре ТПИ по направлению «Техника высоких напряжений». В Томском политехе Альфред Андреевич прошел все ступени научного роста: ассистент, старший преподаватель, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой техники высоких напряжений ТПИ, заместитель директора по научной работе НИИ ВН, директор НИИ ВН, доктор технических наук, первый проректор ТПУ, профессор кафедр международного менеджмента и организации и технологии высшего профессионального образования, руководитель представительства ТПУ при университете Карлсруэ (Германия). В последнее время работал профессором кафедры инженерного предпринимательства, ныне - Школы инженерного предпринимательства ТПУ…

Вспоминает Степан Хачин, руководитель школы: «Чуть больше чем десять лет назад судьба сделала мне подарок: я стал руководителем коллектива, где работал Альфред Андреевич.

Все это время я учился у него правильным принципам, учился быть настоящим, учился просто жизни. К сожалению, большая редкость в наше время, когда учитель не только рассказывает, как нужно делать, но и показывает это на личном примере. Высшей ценностью для Альфреда Андреевича был Человек. Он всегда однозначно и открыто высказывал свое мнение, даже зная, что впоследствии это может ему навредить. Альфред Андреевич, спасибо за все уроки жизни, которые вы мне преподали. Очень жаль, что новых уроков уже не будет».

Уход Альфреда Андреевича Дульзона - невосполнимая потеря для Томского политехнического университета, томского научного сообщества и каждого, кто лично знал этого принципиального, мудрого, справедливого и преданного своему делу и людям человека.

Хочется вспоминать его живым. И сегодня в газете «За кадры» мы познакомим вас с отрывками из автобиографической книги Альфреда Андреевича, вышедшей в 2014 году. Ярким образным языком он рассказывает в книге о фактах своей биографии и событиях, участником и очевидцем которых стал, делится мыслями о судьбе российских немцев как этноса, об историческом и культурном наследии Томска, рассуждает о проблемах высшего образования и науки. Значительная часть книги посвящена работе в НИИ ВН и ТПУ, которому отдал более 60 лет жизни. Эта книга будет интересна каждому политехнику и каждому томичу, в ней множество интересных деталей и размышлений.

Студенческие годы*отрывки из книги

«После окончания школы в 1954 году … я поступил на энергетический факультет Томского политехнического института... Качество подготовки специалистов было приоритетом на всех уровнях - от преподавателя до ректора. Посещение аудиторных занятий было обязательным, и при пропуске необходимо было получить разрешение в деканате на посещение очередного занятия, для чего надо было предъявить медицинскую справку. При отсутствии уважительной причины можно было получить взыскание, а при повторных пропусках - лишиться стипендии, которую в первом семестре получали все студенты. Нельзя сказать, что на стипендию можно было жить, но на питание вполне хватало.

При сдаче сессии на отлично стипендия повышалась на 25 %. От курса к курсу стипендия также немного повышалась. При условии сдачи двух-трех сессий подряд на отлично и активном участии в общественной работе можно было получить именную стипендию: Кировскую (580 руб.), Сталинскую (780 руб.), которые я получал. Для сравнения: зарплата начинающего ассистента в вузе составляла 1050 руб.

…Все студенческие группы в первом семестре были по 25 чел. К пятому курсу от них оставалось обычно чуть больше половины. Первым камнем преткновения для студентов служила начертательная геометрия, затем сопротивление материалов и теоретические основы электротехники (ТОЭ). Студенты иногда шутили по этому поводу: сдашь «начерталку» - можно влюбиться, сдашь сопромат - можно жениться, сдашь ТОЭ - можешь стать инженером-электриком. По всем сложным курсам было много практических занятий и домашних заданий и проектов, спрос был жесткий. На первых курсах было много занятий в потоках до 200 человек.

… На первых курсах у нас много занятий проходило в главном корпусе ТПИ… В перерывах главный корпус напоминал муравейник... За курение в коридорах основных корпусов, хождение в головных уборах и в тренировочных штанах наказывали, а за драки и пьянство сразу же отчисляли безоговорочно. Соответствующий приказ на листе ватмана вывешивали в вестибюле главного корпуса. Некоторые послабления делались только для слушателей ВИК (высшие инженерные курсы). Когда виковцы проходили по корпусам в своих парадных мундирах с эполетами, это выглядело впечатляюще. В отличие от остальной массы студентов они были не только взрослее (5-летний стаж для них был обязателен), но и состоятельнее, поскольку у них сохранялся оклад по месту работы.

Поскольку я жил у родителей, жизнь в общежитии мне знакома только со стороны. Общежития делились на мужские и женские. В последние можно было пройти только по студбилету или по паспорту и находиться до 10 часов вечера. Комнаты обычно не запирали - случаи воровства были очень редки. Жили в них обычно по четыре человека по ордерам и столько же «зайцами»…

В течение семестра заниматься в общежитии было очень трудно из-за непрерывной ходьбы, разговоров, музыки, и студенты занимались в библиотеке и во всех свободных аудиториях. Но в период сессии студенты сами вводили в комнатах режим полного молчания. Нарушителя ждало, если не выселение, то отказ в предоставлении места «зайца» в очередном году. Поэтому командный дух в таких условиях прививался автоматически. Это усиливалось также тем, что жители комнаты часто создавали «коммуну» для организации совместного питания, поскольку в столовых кормили очень плохо. Если кому-то приходила посылка из дома, она сразу становилась коллективным достоянием. В итоге командный дух становился одной из важнейших компетенций, которые студент приобретал в вузе. У советского инженера, проучившегося несколько лет в одной группе, при обязательном посещении занятий, проживавшего в общежитии в комнате площадью в 20 м вместе с 6–8 сокурсниками, естественным образом формировались необходимые для коллективной работы качества - умение считаться с другими, толерантность, взаимная поддержка. Недаром даже через десятки лет на встречи выпускников ТПУ в Томск приезжают порой до 30 % выпуска…

…На третьем курсе я собрался жениться на сокурснице. Долго думал, как сообщить об этом отцу. Сказать «папа, я хочу жениться» - как-то несерьезно. Выбрал фразу: «Папа, я намерен жениться». Он ответил: «Если намерен - женись. Ищи квартиру и работу, взрослый мужчина должен содержать семью». Это был хороший жизненный урок и принцип, которого я придерживался всю остальную жизнь. Но в тот момент я понял, что до характера отца мне далеко, и отложил женитьбу до окончания вуза…

…Институт я окончил с баллом 5,0 и шел первым по распределению. Представитель «Иркутскэнерго» предложил нам с женой двухкомнатную квартиру и мне стартовую зарплату в 160 руб. в месяц. По тем временам это были сказочные условия. Но накануне заседания госкомиссии по распределению ректор ТПИ А.А. Воробьев пригласил меня к себе и уговорил остаться работать в институте, пообещав комнату в общежитии на ул. Щорса и обрисовав перспективы научной работы».

Дульзон, Альфред Андреевич. Одна из четырех сторон жизни / А.А. Дульзон. - Томск : Издательство Томского университета, 2014.http://elib.tomsk.ru/purl/1-16845/