Свое 10-летие отметил ИМОЯК. Вручены награды и подарки, отзвучали поздравительные речи, написаны и прочитаны статьи в большой и малой прессе (см. \"Планета ИМОЯК\" №13 \"За кадры\" от 20.05.09). И все же не покидает ощущение недосказанности. За кадром осталась языковая подготовка. Можно много говорить о ее непростой судьбе в ТПУ, спорить о достижимости поставленных некогда целей и весомости полученных результатов. Но, мне сегодня хочется вспомнить о людях – простых участниках нелегкого пути длиной даже не в 10-11, а в целых 75 лет.
Да, история языковой подготовки в ТПУ начинается с создания в 1934 году первой кафедры иностранных языков. К 1998 году иностранному языку в ТПУ обучают уже кафедры английского языка, руководимая в последние десятилетия С.А.Фоминым и Г.А.Венюковой, немецкого языка под руководством С.В.Гуляевой и французского языка - С.П.Товчихо. Первые экспериментальные программы реализуются на базе Русско-американского (Г.А.Венюкова, С.П.Товчихо) и Русско-немецкого центров ТПУ (А.А.Фрицлер).
За решение поставленной Ученым советом ТПУ задачи построения принципиально нового курса углубленной языковой подготовки студентов технического вуза в 1998 году берется команда под руководством Н.А.Качалова.
Стараниями, энергией, напором Л.И.Агафоновой, В.М.Ростовцевой, Н.Г.Соловьевой, Е.Г.Которовой создается первая Комплексная программа развития языковой подготовки на 1998-2005 годы, разрабатываются программы, формируется работоспособный коллектив. Именно на первые годы работы факультета, а потом и Института языковой коммуникации ложится бремя организационной работы. Для руководства кафедрами приглашаются ведущие специалисты города и региона О.О.Ломакина, А.К.Столярова, Л.А.Хлабутина, В.В.Быконя, Е.Г.Которова, Е.Г.Новикова. Делают первые шаги в управлении кафедрами и молодые коллеги Л.М.Болсуновская, И.А.Черемисина, Л.И.Агафонова, Е.К.Прохорец, Н.Н.Шаламова, С.Б.Велединская. В институте стараниями Н.А.Качалова и О.И.Гордеевой открывается две аспирантуры. Именно усилиями продуктивных научных руководителей Н.А.Качалова, В.М.Ростовцевой, Е.Г.Новиковой, З.И.Резановой количество защит кандидатских диссертаций преподавателями ИЯК к 2005-2006 достигает 17-18 в год.
В первые годы существования ЯКФ-ИЯК закладываются серьезные начинания, приносящие немало успехов в копилку сегодняшнего объединенного ИМОЯКа. Это и открытие подготовки по специальности \"Перевод и переводоведение\" (Е.Г.Которова, С.Б.Велединская, позднее с открытием специализации по китайскому языку - Т.Н.Ильинская). Именно выпускники специальности - профессиональные переводчики - сформировали переводческий корпус Международного управления и Русско-французского центров ТПУ, а также ежегодно пополняют преподавательский штат ИЯК-ИМОЯК. С первых моментов существования и по сей день неизменным спросом у студентов ТПУ и высокой оценкой со стороны специалистов города пользуется подготовка по дополнительной программе \"Переводчик в сфере профессиональной коммуникации\", открытая А.К.Столяровой, и уже много лет с любовью руководимая Т.П. Васильевой. Вдохновенными организаторами международной сертификации выступают Л.И.Агафонова, Л.К Шубина Т.Г.Петрашова, И.Г.Озашвили.
С 2003 года владение иностранными языками студентами, преподавателями и сотрудниками становится неотъемлемой частью решения задачи выхода ТПУ в международное образовательное пространство. Перед ИЯК ставится задача формирования внутриуниверситетской мультиязыковой среды.
К успешным начинаниями 2003-2006 годов можно отнести развитие широкой внеаудиторной работы на иностранных языках. Под руководством команды Е.В.Найден (Т.С.Савенкова, Т.Ю.Айкина и др.) зарождается традиция ежегодных Фестивалей языка, собиравших полные залы преподавателей и студентов всех факультетов ТПУ и завершавшихся неизменным гала-концертами кафедр ИЯК. Ежегодный конкурс переводчиков, проводимый в течение 4 лет О.В.Седельниковой и Л.М.Болсуновской, стал доброй традицией со своими неизменными спонсорами, награждениями студентов разных факультетов поездками в лучшие языковые школы мира. Зарождается традиция олимпиад по профессиональному иностранному языку (Л.М.Болсуновская, И.А.Черемисина). В газете \"За кадры\" силами ИЯК ведется рубрика \"Язык мой – друг мой\" (А.Н.Серебренникова). В институте проводится конкурс \"Лучшие преподаватель ИЯК\" (Ю.Ю. Ковалева, Е.В.Найден).
В эти годы в ИЯК формируется собственное уникальное научное направление \"Прикладная филология и инженерное образование\" (Е.Г.Новикова, В.В.Максимов). Ежегодная молодежная конференция \"Коммуникативные аспекты языка и культуры\", неизменно руководимая уже 9 лет С.А.Песоцкой, собирает сегодня студентов из 40 городов России и поддерживается грантами РГНФ, РФФИ.
Языковая подготовка 2003-2006 годов - это, конечно же, поиск эффективной технологии преподавания. Группой под руководством Ю.Ю.Ковалевой (Л.В.Малетина, Г.В.Казанцева, В.Н.Демченко, Л.В.Покушалова и многие другие) разрабатывается беспрецедентная модульная программа обучения базовому иностранному языку.
Совместно с Шотландским университетом создается и пилотируется программа проектного обучения профессиональному иностранному языку (И.А.Черемисина, Б.Темпл). Новационные наработки в области преподавания профессионального иностранного языка (Л.М.Болсуновская, С.Б.Велединская, Р.Г.Абрамова) находят продолжение в сегодняшней программе \"Введение в профессиональную коммуникацию\".
Немалую роль в жизни сегодняшнего ИМОЯК играют основанные в 2003-2006 годах Языковая школа \"Космополит\", обучающая жителей города 10 иностранным языкам; программа языкового погружения для студентов элитного технического образования (Слесаренко И.В.); деятельность Центра Немецкого Языка им. Гете (Л.К.Шубина); международные проекты, развиваемые Е.К.Прохорец и Е.Н.Сунцовой.
Конечно, даже в рамках очень большой статьи невозможно вспомнить всех, внесших частицу сердца в дело языковой подготовки. Но не могу не сказать о тех, кого уже рядом нет. Надежда Ивановна Сикора. Неизменный помощник директора по общим вопросам. Именно ее усилиями наш любимый седьмой корпус смотрелся таким уютным, женским, студенты были накормлены, а коллеги вовремя поздравлялись с юбилеями.
И конечно, Шмиль Симхович Ройз. Отдельная страница в жизни ИЯК. Неутомимый, вездесущий, именно ему мы обязаны становлением программы профессионального языка. Совместно с Е.А.Недоспасовой ему удалось объединить весь университет идеей преподавания профессионального иностранного языка в тандемах, подобрать преподавателей и создать 130 тандемов из преподавателей языка и профильных дисциплин. На счету Ш.С.Ройза все хоздоговоры ИЯК-ИМОЯК на инсталляцию системы языковой подготовки в вузах Комсомольска-на-Амуре, Тамбова, Тюмени, Уфы. Светлая память Вам, дорогие мои люди! Хочется особо поблагодарить А.И.Чучалина за неизменную идеологическую поддержку программы языковой подготовки, за работу в Координационном совете по формированию мультиязыковой среды в многочисленных группах и комиссиях.
И, конечно же, сердечное спасибо вам - преподаватели и сотрудники, простые жители \"Планеты ИМОЯК\", чьи дела и успехи остались за рамками юбилейных отчетов. Спасибо вам за труд, за вашу интеллигентность и терпение. Мы были, есть и будем.
С.Б.ВЕЛЕДИНСКАЯ,
зав.кафедрой лингвистики и переводоведения,
директор ИЯК 2003-2006 гг.