С 15 по 23 мая в городе на Неве проходил пятый Международный Студенческий форум (Global Students Forum on Engineering Education - 5th GSF). Он был организован студентами сообщества SPEED (Student Platform for Engineering Education Development) совместно с активистами профкома Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета (СПбГПУ) и представителями BEST (Board of European Students of Technology) в СПбГПУ. На форум приехали студенты более чем из 20 технических университетов мира и 15 стран: Германия, Китай, Индия, Греция, Дания, США, Непал, Швейцария, Хорватия и др.. Самыми дальними представителями были студенты из Австралии и Мексики. Была в Санкт-Петербурге и делегация нашего университета, в ее состав вошли 6 студентов Элитного Технического Образования (ЭТО).
Форум был посвящен проблемам и вопросам инженерного образования. Тема была сформулирована следующим образом: \"GloCal Engineer: Qualities & Competencies\" (GloCal - производное от слов Global и Local) - \"Современный инженер: качества и компетенции\". Главная идея и задачи всего форума заключались в выработке плана действий (action plan) каждой из делегаций. Этот план должен был включать в себя конкретные шаги, которые могут совершить студенты в родном университете для того, чтобы сделать подготовку современного инженера более качественной, а его самого - более адаптированным к решению актуальных инженерных задач. Вся работа форума заключалась в обсуждениях разных тем, обмене опытом и выработке решений существующих проблем инженерного образования, которая проходила в больших и малых группах.
Первые четыре дня мы провели на загородной базе \"Буревестник\", где и были проведены основные дискуссии, “круглые столы” и рабочие сессии (work session). Темы обсуждались разнообразные… Были подняты вопросы о профессиональных компетенциях современного инженера, оценке его базовых знаний, разделении навыков на глобальные и локальные, персональные (soft skills) и профессиональные (hard skills), а также что же такое \"глобальный инженер\".
В итоге каждого обсуждения необходимо было сделать какой-то вывод и презентовать свои результаты перед аудиторией для дальнейшей дискуссии. Для работы над новым вопросом формировалась новая группа, что расширяло обмен опытом и позволяло увидеть ситуацию со стороны практически всех участников форума. В результате были отмечены различия в представлениях среди студентов разных стран, а также степень значимости тех или иных навыков в различных университетах. Например, большинство представленных университетов уделяют мало внимания персональным качествам инженера: его навыкам работать в команде, стрессоустойчивости, навыкам проектной деятельности, умению публично выступать, делать презентации и т.д. Однако есть ряд университетов, в которых все обстоит иначе. Некоторые из вузов Дании и Мексики имеют студенческие организации, занимающиеся развитием soft skills студентов. Нас очень порадовало то, что наш университет уделяет этому должное внимание, особенно в системе ЭТО.
Также на форуме не обошли стороной культурные компетенции, их необходимость и значение. В ходе обсуждения были рассмотрены модели поведения в одинаковых ситуациях, но в разных странах. Во время дискуссии произошел случай, подтверждающий, что культурные компетенции несомненно важны. Студенты из Индии при согласии с решением отрицательно качали головой, а при несогласии утвердительно кивали… Первые минуты это озадачило многих участников и внесло путаницу до тех пор, пока кто-то не вспомнил, что в Индии жесты \"Да\" и \"Нет\" противоположны европейским.
На одной из последних рабочих сессий студентам было предложено разработать в малых группах модель идеального учебного плана на основании выводов из предыдущих сессий - балансе различных навыков.
И, наконец, на последней сессии студентам каждой делегации было предложено составить план дальнейших действий, и на церемонии закрытия форума каждая делегация или представители от делегаций презентовали свои планы.
Многие планы имели схожие черты, и их создатели договаривались о сотрудничестве и поддержке.
Главными моментами action plan нашей делегации являются: организация и проведение международного студенческого форума в Томске; открытие представительства или филиалов международной студенческой организации в ТПУ, например BEST (Board of European Students of Technology).
Также студенты других университетов поддержали идею студентов ТПУ создать Студенческий тренинговый центр (СТЦ, а представитель делегации Дании (сотрудник подобного тренингового центра) изъявила желание помочь в этом и поделиться опытом в области проведения тренингов. Возможно, она даже приедет в ТПУ для обмена опытом и проведения мастер-классов.
Следующие четыре дня форума мы провели в Санкт-Петербурге, где стали участниками саммита организации IFEES (International Federation of Engineering Education Societies). Во время секций IFEES мы могли в свободной форме задавать вопросы иностранным профессорам. Помимо обсуждений в рамках форума делегации из разных университетов презентовали собственные студенческие проекты (студенческие инициативы) для профессоров и ректоров университетов всего мира и самих студентов. Каждая Poster Session напоминала ярмарку идей, которые можно было без труда взять на вооружение.
И, конечно же, мы не ограничились участием в рабочих сессиях, каждый вечер на форуме была организована развлекательная программа. Культурная программа и вечерние тематические мероприятия помогали студентам из разных стран находить точки соприкосновения и стирать культурные и языковые барьеры.
Одним из самых запоминающихся мероприятий был International Evening, на котором участники презентовали свою страну, свои традиции, национальные костюмы, свою национальную еду, песни и танцы.
Кроме этого были спортивные вечеринки на берегу Финского залива, русские вечеринки с полными самоварами, лиричные вечеринки со стихами и песнями под гитару. Также все участники форума посетили знаменитый Эрмитаж, посмотрели на вечерний Петербург, разводные мосты, а потом все вместе молились, чтобы успеть на последний неразведенный мост. В первый день в городе на Неве для студентов было организовано необычное мероприятие в историческом центре города, в котором помимо обычного задания - найти историческое место и узнать, как можно больше о нем – прилагалось еще задание создать веселую фотографию или видеоролик. Осмотр достопримечательностей превратился в увлекательнейший квест, названный City Rally.
Специально для студентов форума и всех желающих из СПбГПУ были проведены инженерные соревнования. Интернациональные команды соревновались в создании самолетов, башен и машин, сделанных из подручных материалов: картона, деревянных палочек, скотча, пенопласта, пластиковых стаканчиков и т.д. Инженеры по-настоящему смогли показать себя в деле и на практике применить свои знания.
Последний день форума вновь объединил участников с саммитом IFEES, закрытие которого торжественно произошло в Таврическом Дворце. Студенты даже смогли посидеть в креслах депутатов Государственной Думы РФ и сфотографироваться за трибуной так, как будто они депутаты и выступают с докладом.
Во время форума каждый участник нашел и открыл для себя то, что хотел. Самое главное, что было предоставлено нам на этом форуме, - это живое общение с иностранными и российскими студентами из разных университетов. И не даром самыми популярными фразами на форуме были \"In my university...\" и \"In my country…\".
И это и было самым важным в данном мероприятии - обмен опытом. Сейчас, когда все уже разъехались по домам и прогрузились в свою обычную жизнь, огонь, который дали нам на этом форуме, продолжает гореть. Каждое письмо или сообщение, полученные от любого участника форума порождает новую страницу студенческого проекта или новую идею для дальнейшего воплощения, открывает совершенно другие горизонты для деятельности… Благодаря форуму мы нашли друзей и единомышленников в разных уголках мира.
Дни, проведенные в городе на Неве в окружении новых друзей, останутся с нами навсегда…
Студенты ЭТО: Ирина СЕРОВА, Сергей КАДОЧНИКОВ, Эвелина БРЕККЕЛЬ.