Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Павел Стрижак получил звание профессора

В 33 года он стал самым молодым профессором в ТПУ

Придерживаюсь девиза «Стремись к большему и получишьпо максимуму»

Павел Стрижак получил звание профессора и в 33 года стал самым молодым профессором в ТПУ

— Павел, школу вы окончили с золотой медалью, а значит, у вас хорошо «шли» и точные, и гуманитарные науки. Не было ли проблемы выбора, куда идти?

— У каждого из нас есть предметы, вызывающие интерес и желание изучать их подробно, но есть и основные дисциплины, знание которых необходимо для образования. В числе первых для меня были и остаются математика, физика, химия, а вторых— русский язык, литература и иностранные языки. С детства мама и бабушка объясняли мне важность комплексного и системного обучения, поэтому по всем предметам я старался быть успешным. Признаюсь, иногда это получалось только через повторения, ошибки и исправления. С большим уважением отношусь к труду учителей и их терпению, всегда благодарю своих педагогов за вложенные в меня знания и уделенное время. Я учился в физико-математическом классе, и у нас было много развивающих уроков, олимпиад, конференций, дополнительных занятий, тренингов. Считаю, что мой выбор в дальнейшей жизни был определен благодаря этим усилиям.

— Что или кто сформировали желание поступить именно на теплоэнергетический факультет и именно в Томский политех?

— Могу сказать, что важную роль сыграли «и кто, и что». «Кто» — мои движущие силы с детства — мама и бабушка. У них была цель — воспитание сына. Они мечтали, чтобы я учился в ведущем вузе, но в относительной близости от них. Это определило географию и перечень вузов: ТПУ, ТГУ, КемГУ, НГУ, СФУ. В конце 11-го класса в 2002 году мы проехали по всем этим университетам. И здесь сработало «что» — Томск, ТПУ, футбол.

Самобытный Томск понравился мне больше всех городов. Понравился и продолжает нравиться. Я стараюсь находить время для прогулок с семьей по улочкам, скверам и паркам нашего города.

А после получаса прогулок в 2002 году по лестницам и коридорам ТПУ, после разглядывания портретов, в которых вся история вуза, я понял, что хочу учиться именно здесь. Немаловажным фактором стало то, что сборная команда ТПУ по футболу была в те годы лучшей в Сибири. Я же к тому времени играл за сборную г. Анжеро-Судженска. Как ни странно, сборная теплоэнергетического факультета была лучшей в ТПУ. Мне хотелось играть и конкурировать с сильнейшими, расти и прибавлять в футбольных навыках. Выбор ТЭФа был очевиден. Специальность же выбрал «Автоматизацию», так как с детства увлекался схемами, конструированием, программированием. На нее всегда был высокий конкурс: например, в мой год из 20 поступивших 9 абитуриентов были с медалями. Сильная группа предопределила высокие темпы освоения материала и высокую конкуренцию в процессе обучения.

— С какого курса вы начали заниматься наукой и что послужило стимулом для этого? Сразу ли нашли свою тему?

— В университете мне было интересно развиваться в области физики и математики. С четвертого курса старался углубленно изучать эти дисциплины с уклоном на теплоэнергетические процессы и установки. Это были первые попытки ощутить грани неизученного или слабо изученного. Но по-настоящему стал заниматься исследованиями на пятом курсе после встречи с Гением Владимировичем Кузнецовым. Он в то время был деканом ТЭФа, и о нем ходила молва как об успешном руководителе аспирантов и докторантов. Гений Владимирович много работал с молодежью, инициировал темы, помогал завершать уже начатые диссертационные работы. Сейчас, кстати, он не сбавляет оборотов. Считаю его главной заслугой стабильность на протяжении всей жизни. Он является ярким представителем сильнейшей в мире советской науки. Под руководством Гения Владимировича защищено уже более 30 кандидатских и более 10 докторских диссертаций. Хочется пожелать учителю здоровья, а его настоящим и будущим ученикам – успехов.

Я хорошо помню первую встречу со своим научным руководителем. Он отметил, что до окончания вуза время еще есть, но терять его не нужно.

Я выразил желание поступить в аспирантуру и получил входное индивидуальное задание, сделал, показал результаты, получил новое задание. Так мы проработали в течение нескольких месяцев. Затем Гений Владимирович с позиции своих опыта, знаний, понимания перспектив сформулировал мне тему в области зажигания жидких конденсированных веществ при локальном нагреве, за что я ему очень благодарен. Этот вектор стал основой и кандидатской, и докторской диссертаций. Гений Владимирович проявил высокий интерес к моим исследованиям и попросил зав. аспирантурой дать мне возможность заранее сдать экзамены на 5-м курсе, чтобы у меня приняли комплект документов для поступления в аспирантуру. В 20-х числах июня 2007 года, параллельно с защитой ВКР и выпускным, я сдавал экзамены, а 3 июля 2007 года уже был зачислен в аспирантуру ТПУ. Через год (21 июня 2008 года) защитил кандидатскую диссертацию, а в конце 2008 года был принят на работу в ТПУ ассистентом.

Вообще Гений Владимирович сыграл в моей жизни важную роль не только на этапе кандидатской диссертации. После получения диплома кандидата наук были большие перспективы по работе в крупной инжиниринговой компании. И на протяжении нескольких лет я совмещал два места работы. Но на этапе появления первых контуров докторской стал осознавать, что тяжело подготовить качественную диссертацию, вести занятия в вузе и с полным рабочим днем трудиться в инжиниринговой компании. Да, эти сложности дисциплинируют. Они неизбежны, когда есть желание заниматься наукой, но есть ипотека и другие факторы, требующие заработков. Несмотря на существенное уменьшение доходов после увольнения из компании, у меня не было никаких сомнений, что все сделано верно, так как в науке пошли результаты, о которых я не мог и мечтать.

Во многом этот шаг — заслуга Гения Владимировича как живого примера человека, делавшего такие шаги в жизни не раз. Были выиграны первые гранты, закуплено оборудование, поступили сильные аспиранты, начал формироваться коллектив — научная группа. Иногда я сожалею, что при подготовке кандидатской и докторской диссертаций не имел такой материальной экспериментальной базы, которую сейчас в нашей лаборатории мы ежегодно укрепляем (до 30–40 % привлекаемых средств идет на программно-аппаратные комплексы). Мы проводим специализированные эксперименты для апробации разрабатываемых моделей. Из многих экспериментов возникают принципиально новые модели и идеи для диссертаций учеников. Этим можно объяснить рывок с 2008 по 2018 год в части статей в высокорейтинговых международных журналах (Q1 Web of Science).

— Что бы вы могли пожелать нынешним студентам, которые чувствуют в себе научный потенциал. Куда и как им двигаться?

— Без расставления очередности можно сформулировать несколько пожеланий:

  • Знать детали и уважать работу предшественников в выбранном научном направлении. Следует изучить задел российских (особенно советской научной школы) и иностранных (лидеры — Германия, Франция, США, куда мигрируют традиционно ведущие умы) ученых, чтобы понять свою нишу, исключить ошибки, исходя из опыта предшественников. Здесь работают известные изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», но «Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих».
  • Упорствовать и не сдаваться, быть стойким к не всегда объективному отношению коллег. Наука — специфическая сфера деятельности. В ней сложно быть объективным. Не зря практически в каждом журнале, в каждой экспертной анкете или рецензии есть пункт «Конфликт интересов». Он выражается в разном: борьбе за приоритеты, средства, признание, окружение и др. Важно выработать правильное отношение к этому. Классики говорят: «Дорогу осилит идущий», при этом в процессе движения по данной дороге мало кто будет вам аплодировать. Признание нужно заработать и довольно часто долгими годами стабильной работы. Если вы ускоряетесь или поднимаетесь, то силы сопротивления и давление растут — все соответствует физике. Люди — разные. В науке много критики, но кто-то ее преподносит в виде рекомендаций и пожеланий, а кто-то говорит так жестко, что можно в зародыше убить желание заниматься наукой. Для начинающих молодых исследователей это самый опасный момент. Им нужно понять, что коллеги высказывают субъективные мнения, и в них целесообразно найти полезное для развития зерно. А объективные оценки даются обычно много позже. Нужно помнить три прекрасных изречения о работе в конкурентной среде: «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь»; «О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те, кто лучше нас, им просто не до нас»; «Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей». Важно не тратить свое время на болтовню и обсуждение других, а работать над совершенствованием своих работ, развитием себя, своих учеников, коллектива в целом, более глубоким пониманием проблемы и поиском нетривиальных решений.
  • Найти или создать сильный научный коллектив. Во все времена важные и масштабные открытия совершались большими научными группами. «Одна голова хорошо, а две – лучше». В науке это проявляется в виде мощного синергетического эффекта. Особенно заметно, когда пересекаются пути сильных учеников и учителей — от доктора наук до студента. Если посмотреть топовые публикации в высокорейтинговых журналах, то там от трех до 10 и более соавторов. Каждый играет, как правило, свою важную роль. Одиночке в современной науке существенно сложнее.
  • Не останавливаться в своем развитии и поиске новых направлений исследований, формулировании смелых идей и постановке новых задач. Это предопределяет в том числе возможности коллектива участвовать в конкурсах грантов и проектов. Средства выделяют каждый год на разные направления (достаточно часто меняются векторы и программы в соответствии с внутренними и внешними вызовами), и нужно стараться предвидеть перспективные, так как в заявках необходимо показать ваш задел. Этими причинами, в частности, обусловлен ежегодный рост количества новых направлений исследований в нашей лаборатории. Их можно посмотреть на сайте hmtslab.tpu.ru.
  • Не искать отговорки для перекладывания работы на более поздние сроки. В науке важно работать не из-под палки, а с большим желанием, и тогда время — ваш помощник, а не вечная проблема. Есть прекрасное изречение «Можно ничего не делать и сидеть в темноте, но можно попробовать зажечь хотя бы маленькую свечку». Поэтому работу можно разделить на части и делать ее каждый день в том объеме, который вызывает желание и на который есть силы и время. Есть хорошая фраза: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни дня в своей жизни». Поэтому даже в условиях ограничений и проблем целесообразно находить хотя бы нотку позитива в повседневной работе.
  • Нужно самому пройти все ступени и выполнить все этапы работы в научном коллективе, прежде чем стремиться к позиции менеджера. Важно учиться работать с людьми, слушать и слышать людей. Этого многим не хватает. Возникают недопонимания. Как следствие, теряются перспективные молодые научные кадры.
  • Стараться находить время для разгрузки. У всех разные способы, но традиционные и полезные для здоровья – спорт, прогулки, общение с друзьями и семьей.
  • И, наверное, самое главное — дисциплина. Меньше разговоров – больше дела. Слова мало кто помнит через определенные годы, а дела (точнее, результаты) остаются.

— Вы очень много успели сделать после окончания вуза — за спиной защита кандидатской, докторской. Есть ли какие-то профессиональные секреты, как все успеть? Как строится ваш график? И есть формула успеха?

— Особых секретов нет. С каждым годом взрослеешь и на многое смотришь иначе. Придерживаюсь девиза «Стремись к большему и получишь по максимуму» и тех рекомендаций, которые сформулированы выше. Они с годами выработались. График работы плотный — с раннего утра до позднего вечера. Это помогает планировать большой объем работы как исследователя, преподавателя, руководителя, коллеги, друга, внука, сына, мужа и отца. Важно стараться всему находить время. Для этого лучше его заранее распланировать и стараться держаться графика. В хаосе ничего хорошего не получится.

— Думаю, вам не раз задавали вопрос, почему вы не уезжаете за рубеж.

— Как бы громко это не звучало, но считаю себя патриотом. Россия сейчас поднимается и важно работать для укрепления ее позиций. Темпы подъема в разных отраслях разные, но поводы для сдержанного оптимизма есть. Слишком много проблем внутри страны и факторов извне. Наш научный коллектив старается работать в разных сферах, в которых хватает компетенций, в частности – топливных технологий, систем зажигания, горения, взрыва, испарения, фрагментации элементов газопарокапельных потоков, пожаротушения, очистки жидкостей и др. Коллектив всегда за сотрудничество с иностранными коллективами. Мы работаем с коллегами из Бельгии, Франции, Великобритании, Китая. Но цель отъезда никто не ставил.

— Как вам статус профессора по званию?

— Отношусь к присвоению ученого звания профессора, как определенному признанию работы в течение 12 лет в науке. Это не только моя заслуга. Это результат работы нашего коллектива. Все члены коллектива при достижении определенных критериев и соответствии требованиям подают заявки на конкурсы стипендий, грантов, проектов, присуждения ученых званий и др. Это обычная практика. Не нужно распыляться на участие во всех возможных конкурсах, нужна последовательность в соответствии с приоритетами коллектива и организации, в которой работаешь.

Несколько лет назад коллеги часто спрашивали нас, почему мы публикуем большое количество статей в год. Но со временем жизнь расставила все на свои места, появились жесткие индикаторы по качеству и количеству. В нашем коллективе есть правило — готовить статью по тому гранту, который выделен на проведение исследований. Это исключает дублирование ссылок на гранты в одной статье, которое широко распространено в мире. В 2013–2016 гг. в нашей лаборатории одновременно выполнялось 11 грантов, по которым суммарно нужно было опубликовать 60–70 статей в год.

В итоге у коллектива в год было от 60 до 90 статей. В 2015–2018 годы акцент был сделан на высокорейтинговые журналы. До 2016 г. основное внимание уделялось статьям в журналах с ИФ >1, а теперь в журналах, входящих в Q1,2 по базе Web of Science (как правило, ИФ > 3). В таких журналах время прохождения статьи существенно больше, рецензентов от 3 до 5, раундов рецензирования от одного до четырех, разное отношение к новым авторам, российским исследователям и другим аспектам. Как итог фонды и университет в качестве индикаторов коллективу ставят планы по опубликованию 20–30 статей такого уровня в год. Мы переключились на эти задачи. Это соответствует трендам времени и требованиям к научным коллективам.

Есть свои плюсы (главный — признание результатов в мире), но и минусы (в России более половины ученых не владеют иностранным языком и доступом к статьям в журналах, входящих в Q1,2 по базе Web of Science) — о достижениях коллектива знают в мире, но мало кто знает не только в России, но и даже в одном городе или вузе.

— И несколько слов пожеланий родному вузу.

— Желаю непрерывного развития — студентам, креативности, крепости духа, становления и взросления — магистрантам, раскрытия потенциала — аспирантам и молодым ученым, здоровья, идей, вдохновения, сдержанного оптимизма, веры в лучшее — профессорам, доцентам, преподавателям, ассистентам, инженерам, специалистам, техникам, лаборантам, электроникам и всем сотрудникам.

Подготовил Сергей Мазуров