Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Сибирский локомотив

Как Николай Карташов вписал свое имя на карту Томска

НА СТОЛЕ ЛЕЖАЛО ПИСЬМО. ЭТО БЫЛО ОЧЕРЕДНОЕ ЛЕСТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПЕРЕБРАТЬСЯ ПОБЛИЖЕ К СТОЛИЦЕ И ЗАНЯТЬ МЕСТО В ОДНОМ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ВУЗОВ СТРАНЫ. КАРТАШОВА ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО. НА НИХ ОН ВСЕГДА ОТВЕЧАЛ ТАК: «ТАМ, МИЛ СУДАРЬ, И БЕЗ МЕНЯ ПРОФЕССОРОВ ХВАТАЕТ, А КТО ЖЕ В СИБИРИ РАБОТАТЬ БУДЕТ». ЗДЕСЬ, В ТОМСКЕ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ БЫЛ НА СВОЕМ МЕСТЕ.

Он уже крупный специалист в области паровозостроения, с упоением читает лекции студентам Томского технологического института, ведет практические занятия. В будущем его ждут директорское кресло в институте, еще сотни учеников, крупные научные работы, создание Исследовательского топливного института, Сталинская премия, а на карте Томска появится улица, названная его именем.

Высшее образование будущий ученый получил в Харьковском технологическом институте на механическом отделении, которое окончил в 1891 году со званием инженер-технолог. Молодым специалистом он отправился на Дальний Восток — на строящуюся Уссурийскую железную дорогу, а затем на Сибирскую железную дорогу. В Томский технологический институт Карташова пригласил его первый директор Ефим Зубашев. Прежде чем стать преподавателем в вузе он отправился в длительную командировку для осмотра российских машиностроительных заводов, а потом еще на два года уехал за границу изучать паровозное дело.

Экстраординарным профессором Томского политеха 35-летний Карташов стал в 1902 году. Здесь он начал с чтения курса «Паровые котлы» и практических занятий по начертательной геометрии. А в 1906 году уже возглавил механическое отделение вуза. Карташов был прекрасным преподавателем, его лекции были живыми и оригинальными. В одной из лекций для первокурсников он говорил: « желаю вам в будущей своей деятельности быть горячими или холодными, но не теплыми, быть черными или белыми, но не серыми. Пусть каждый из вас будет личностью, утверждающей все прогрессивное, доброе, светлое в жизни и работе. И оставайтесь всегда молодыми вечными студентами».

Он и сам всю жизнь оставался студентом. Николай Иванович владел немецким и французским языками. И будучи уже известным ученым, уважаемым профессором сел за студенческую скамью и прослушал курсы по истории Древней Греции, Рима, Российского государства.

Отстоял институт

В 1911 году Николая Ивановича избрали директором института. Карташову вуз достался после серьезного происшествия. Томск не обошли стороной волнения молодежи, и в результате студенческой акции в главном корпусе разгорелся пожар и здание значительно пострадало. В итоге большая группа студентов была отчислена, уволены ведущие профессора, а над институтом нависла угроза закрытия. Карташов проявил себя настоящим дипломатом и энергично отстоял Томский технологический. Более того, ему удалось добиться восстановления части исключенных студентов и навести порядок в вузе.

На этом испытания не закончились. В 1914 году началась Первая мировая война. Тогда почти 700 студентов и не один десяток служащих вуза ушли на фронт. Часть корпусов института была отдана под размещение войск. Оставшиеся в Томске студенты основали благотворительный комитет, организовавший сбор помощи для солдат. Преподаватели института читали публичные лекции, средства от которых также передавались на поддержку российской армии.

Наука для реальности

Карташов — это видная фигура в паровозостроении. После революции, в 1920 году, Николай Иванович стал организатором топливного отдела Томской железной дороги, которым руководил около года, а затем Исследовательского топливного института. Работал в отделе путей сообщения, занимался исследованием углей Кузбасса, Черемховско-Забайкальского бассейна. Он одним из первых в Томске удостоился звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1941 году получил Сталинскую премию за издание «Курса паровозов» в шести частях, каждая из которых выдержала несколько переизданий. Всего он опубликовал более ста крупных работ. В 1930 году стал профессором вновь организованного Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта и много сделал для его становления. Здесь он работал с аспирантами, студентами и до 76 лет возглавлял кафедру паровозов. Вместе с сотрудниками кафедры он неоднократно выезжал на крупные железнодорожные станции и депо для решения технических вопросов и организации школ стахановцев. Николай Иванович работал до последних дней. После непродолжительной болезни в 1943 году он скончался. Уже через год горисполком принял решение назвать именем Карташова улицу.

Александра Лисовая Татьяна Курьянова