Какую роль играют социально-гуманитарные науки в подготовке специалистов ТПУ
Гуманитарное знание на техническом языке
С сентября нынешнего учебного года Институт социально-гуманитарных технологий начал внедрение новой концепции преподавания для студентов, обучающихся по техническим направлениям: она заключается в освоении гуманитарных дисциплин, максимально ориентированных на будущую специальность выпускника. «Экспериментальной площадкой» для внедрения новой концепции стали две кафедры ТПУ: кафедра электроэнергетических систем Энергетического института и кафедра технологии машиностроения и промышленной робототехники Института кибернетики.
— Студенты, которые получают техническую специальность, должны понимать меру своей ответственности перед обществом за принимаемые ими решения, за свои изобретения. Они должны быть ориентированы на создание в первую очередь таких технологий, которые в данный момент максимально этим обществом востребованы. Другими словами, наша задача — подготовка социально ориентированного инженера, который в своей деятельности учитывает социальные, этические, экологические, экономические аспекты развития социума. Принимая инженерные решения или делая изобретения, он понимает, какие последствия могут нести его действия и как это изменит жизнь людей, — говорит Владимир Гузырь.
В рамках модернизации социально-гуманитарной подготовки студентов технических специальностей преподаватели ИСГТ уже реализовывают на кафедрах ЭЭС ЭНИН и ТМСПР ИК четыре дисциплины: историю, правоведение, экономику и менеджмент. Философия по модернизированной программе будет преподаваться начиная с весеннего семестра.
— Например, если студент выбрал электроэнергетику в качестве своей специальности, он может взглянуть на эту сферу через призму социально-гуманитарного знания: оценить взаимосвязь исторического развития электроэнергетики и общества в целом, познакомиться с правовыми основами своей будущей специальности. А на старших курсах — «просчитать» собственный научный проект с экономической точки зрения и узнать, какие управленческие решения следует принимать для внедрения своей разработки. Такой подход позволяет студенту комплексно погрузиться в будущую профессию, не только в техническом, но и в социально-гуманитарном аспекте, — поясняет Владимир Гузырь.
Игровое обучение и проектный подход
Преподавание в новом формате предполагает и использование новых технологий для работы со студентами. — Преподаватели используют интерактивные методики, которые позволяют непрерывно получать обратную связь от аудитории. Это деловые игры, командная разработка проектов, разработка и обсуждение кейсов, проблемно ориентированный подход, — рассказывает Владимир Гузырь.
Так, в ходе выполнения проектов по дисциплине «история» студенты кафедры электроэнергетических систем изучали взаимосвязь исторического развития общества и энергетической отрасли. Реализуя проекты, студенты получали понимание того, как те или иные исторические события влияли на процесс развития отрасли, как открытия и изобретения в сфере энергетики меняли общество и как менялись потребности и запросы людей по мере развития и совершенствования технологий электроэнергетики. Среди таких проектов можно назвать создание научно популярных видеороликов об истории переменного тока, о становлении единой энергосистемы России, подготовку интерактивных карт развития ГЭС, создание макета, показывающего роль электричества в развитии промышленности, и другие.
— Тематический план для проектов мы разработали совместно с преподавателями профильных кафедр, а студенты самостоятельно выбирали интересное им направление из предложенных. Выполнение проекта в «пилотных» группах не было обязательным заданием, при этом большинство студентов выполнили его успешно, — рассказывает доцент кафедры истории и философии науки и техники ИСГТ Антон Котов. — Кроме того, для первокурсников это хороший опыт командной работы: они самостоятельно распределяли роли, обязанности, выбирали руководителя группы, который по завершении работы распределял баллы, заработанные всей командой, между ее участниками. Такая форма освоения дисциплины ничуть не вредит содержанию. Если говорить о продолжении такой деятельности, я выступал бы «за».
От поступления до диплома
В целом первый опыт внедрения новой концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин студентам технических специальностей Владимир Гузырь называет удачным. В завершении семестра всем студентам была предложена анкета, где они могли оценить результаты такого подхода к получению социально-гуманитарных знаний. — Студенты достаточно высоко оценили новый подход. Кроме того, мы получили положительные отзывы от руководителей кафедр, где проводилось внедрение новой концепции. В целом можно сказать, что наши преподаватели справились, а новая концепция уже оправдывает ожидания, — подводит предварительные итоги работы заместитель директора по развитию ИСГТ. В дальнейших планах преподавателей Института социально-гуманитарных технологий — объединение всех пяти дисциплин в общую систему, направленную на разработку сквозного профильного проекта. — На протяжении всего обучения, в процессе освоения социально-гуманитарного блока, студентам предстоит разрабатывать сквозной командный проект. Он будет тесно связан с дисциплинами профессионального цикла и объединит изучение истории, философии, правоведения, экономики и менеджмента в контексте технической специализации, — рассказывает Владимир Гузырь. Иными словами, приходя на первый курс с идеей собственной технической разработки или генерируя такую идею на первом курсе, студент сможет всесторонне рассмотреть ее с точки зрения гуманитарного знания. В рамках профильных дисциплин политехник будет работать над технической составляющей проекта, в рамках гуманитарных — над экономической, управленческой, юридической и историко-философской. В итоге к моменту защиты выпускной квалификационной работы студенческая разработка превратится в законченный технический проект, готовый к внедрению в общество.
Подготовила Елизавета Муравлева
Алмаз Сулайманов, заведующий кафедрой электроэнергетических систем
Студент, приходя на первый курс, обладает только знаниями по общеобразовательным дисциплинам. Со своей специальностью он начинает сталкиваться только к концу второго курса. Мне хочется, чтобы уже с первого курса студенты знакомились с электроэнергетикой. Реализовать это уже удается в курсе истории, который преподается через призму исторического развития электроэнергетики.