Ни одно мероприятие в области СПИДа сейчас не обходится без \"красной ленточки\" - кусочка шелковой ленты, сложенной особым образом. Красная ленточка - международный символ борьбы со СПИДом, который используют как логотип и ВОЗ, и агентства ООН и бессчетное количество благотворительных фондов.
Все так привыкли к ней, что мало кто воспринимает ее в изначальном качестве - как радикальный арт-проект, который в свое время позволил перевернуть привычные представления об эпидемии. Этот проект был спланирован и блестяще реализован группой гей-активистов, а рожден он был музой американского художника-гея Франка Мура (1954-2002).
Политические ландшафты
Американскому художнику Франку Муру было суждено войти в историю как \"создателю красной ленточки\". Именно так его упоминали в некрологах, когда он скончался в 2002 году в результате лимфомы - рака, связанного со СПИДом. Надо отметить, что до этого он жил с ВИЧ-инфекцией более 20 лет. То, что главным делом его жизни все до сих пор считают кусочек шелковой ленты, может показаться довольно странным. В конце концов, он добился популярности именно как профессиональный художник – его выставки проходили в самых разных странах мира, его странные \"пейзажи\" - футуристические, сюрреалистические ландшафты пользовались огромным спросом.
Однако в каком-то смысле такая слава закономерна. Несмотря на фантастичность его образов, его никогда нельзя было обвинить в побеге от грустной действительности. Наоборот, его искусство всегда было прямым отражением его политической деятельности, а уж ей-то он занимался, в буквальном смысле, со школьной скамьи (в школе он устроил кампанию против неадекватной спортивной программы). В дальнейшем он посвятил жизнь борьбе за права гомосексуалов, охране окружающей среды, а в начале 1980-х, когда американское гей-сообщество поразила эпидемия СПИДа, затронувшая и его самого, вряд ли кого удивило, что он со всей страстностью занялся борьбой с новой инфекцией.
Его картины всегда отражали его страстный, неравнодушный взгляд на мир и общество. Одна из самых знаменитых его работ - \"Ниагарский водопад\", стала своеобразным символом загрязнения окружающей среды. Тема СПИДа тоже отражалась в картинах прямо или косвенно, его знаменитая работа 1992 года - \"Вирусная романтика\" изображает букет, на котором расцветают вирусы иммунодефицита человека. Многие его работы откровенно гомоэротичны, что тоже было политическим заявлением, если учесть его работу в гей-движении.
Как бы то ни было, сейчас многие смотрят на его действительно хорошие картины, чтобы ответить на вопрос: \"А что рисовал создатель красной ленточки?\"
Кровь непобежденных
Свое \"открытие\" Франк Мур сделал, работая в ассоциации художников \"Визуальный СПИД\", которая объединила в 1980-х годах ВИЧ-положительных людей искусства, и продолжает успешно действовать и поныне. Заболевание наносило сильнейший урон культуре - уже многие талантливые художники, музыканты и другие люди искусства умерли от СПИДа. Активисты решили привлечь внимание именно к этому факту, чтобы хоть как-то \"расшевелить\" общество.
Идея Мура была проста, и, как любая гениальная мысль, она уже давно \"витала в воздухе\". Дело было в 1991 году, и Мур обратил внимание на то, что соседняя семья носила желтые ленты - в знак надежды, что их дочь-военнослужащая, благополучно вернется из Персидского залива. Ленточки складывались так, что напоминали перевернутую букву \"V\" - символ победы. Для прирожденного активиста, Франка Мура, борьба со СПИДом тоже была войной, пусть и \"внутренней\" - битвой, которой не видно конца, а потери все продолжаются. \"Ленточка может быть метафорой и для СПИДа тоже\", - решил он.
Был выбран красный цвет - цвет крови, одной из жидкостей человеческого тела, в которой содержится вирус, но также и символ \"кровного братства\", и страсти, которая всегда двигала Муром.
Художники из \"Визуального СПИДа\" на время оставили мольберты, переключившись на складывание ленточек – их делали сотни и сотни тысяч, поскольку проект нужно было сделать популярным в кратчайшие сроки.
Для нового символа подготовили продуманную рекламную кампанию – это и обеспечило успех. Началось все с распространения простой листовки, призывавшей: \"Отрежьте красную ленту 6 сантиметров длиной, затем сверните в верхней части в форме перевернутой \"V\". Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде\".
Настоящее признание проект получил только во время церемонии вручения наград \"Tony Awards\" в 2000 году. Всех номинантов и участников убедили надеть красные ленточки. В пресс-релизе проекта говорилось: \"Красная лента (перевернутое \"V\") станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом – это то, что к 1 декабря - Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире\". С тех пор ленточки стали просто частью дресс-кода на Оскарах и тому подобных \"тусовках\". Художники добились желанной цели - СПИД начал, пусть и неявно, присутствовать в центре общественного внимания.
Простая ленточка нарушила \"обет молчания\" в отношении эпидемии.
Ленточки на все случаи жизни
С тех пор красная ленточка стала воплощаться снова и снова, появляясь в самых неожиданных местах - марки с ленточкой, значки, майки, кружки, все что угодно. Многие сейчас презрительно относятся к бывшему революционному символу - слишком уж коммерческим, ширпотребным он стал.
Успех проекта \"Красная ленточка\" был настолько впечатляющим, что многие решили сделать то же самое, чтобы привлечь внимание к другим социальным проблемам. Ленточки начали множиться в невероятном количестве. Желтая ленточка - символ борьбы с гепатитом С, розовая - борьба с раком груди, сиреневая - против насилия над женщинами, и это только некоторые из бесконечного списка. Появилась и радужная ленточка - символ борьбы за права геев и лесбиянок, и внебрачная дочь радужного флага и \"СПИДовской\" ленточки.
Последняя тоже приобретает новые формы. Например, \"перевернутая\" красная ленточка, напоминающая букву \"V\" - международный символ в поддержку поисков вакцины против ВИЧ.
Сколько бы ни говорили о том, что красная ленточка как символ приелась, необходимо признать, что лучше Франка Мура еще никто ничего не придумал. Ее можно сделать самостоятельно, она не требует больших жертв, но позволяет заявить о взглядах человека, выразить солидарность с теми, кто пострадал от эпидемии. Пусть даже только 1 декабря. Небольшой шаг, но все-таки шаг, за которым могут последовать и другие.
(По материалам www.aids.ru)