Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Кузница офицерских кадров

Каждым днём, каждым мгновением военная кафедра Томского политехнического университета связана с историей вуза. С высоты дня сегодняшнего можно видеть, сколь весомый вклад внесли преподаватели, выпускники и ветераны кафедры в дело подготовки военных специалистов.

Вуз всегда с готовностью откликался на требования времени. Так было в 1926-м при организации военной кафедры. Так случилось и в начале Великой Отечественной войны, когда Томский технологический институт отдал значительную часть своих площадей на нужды фронта и тыла.

В 9-м учебном корпусе разместился госпиталь для раненых бойцов. Главный корпус был передан под размещение эвакуированного из Ленинграда артиллерийского училища. Очевидцем и участником событий лета 1942 года стал ветеран военной кафедры, полковник в отставке Александр Александрович Зубков.

Для А.А. Зубкова (коренного москвича, у которого и отец, и мать, и родные проживали в столице) Великая Отечественная война стала тем поворотом, который изменил всю его судьбу.

Он был студентом Московского механического техникума. Увлекался боксом, гирями, играл в футбол, волейбол. Когда началась война, никак не предполагал, что окажется вдали от Москвы, сменит мирную гражданскую специальность на военную.

Второго июля 1941-го года был мобилизован на трудовой фронт: на Смоленщине в числе тысяч московских студентов копал противотанковые рвы, готовя достойную встречу немецким \"Тиграм\", \"Пантерам\" и \"Фердинандам\".

В 1941-ом ему исполнилось 17 лет, и как бы не рвался на фронт, но призыву Зубков не подлежал. Принял решение пойти учеником токаря. На 252-ом Московском заводе точил детали авиаснарядов. В начале ноября 1941-го завод эвакуировали в Сталинск (Новокузнецк). Станки установили в корпусах Сибирского металлургического института. Рабочих разместили по городским квартирам. Призвали Зубкова в 1942-ом. В военкомате, когда проходил медкомиссию, один из офицеров сказал: \"Образование - 8 классов. Нужно направить в училище…\" Куда именно, Зубков не знал. Поскольку за год на заводе подготовил себе замену: обучил двух ребят (одному - 17, другому - 16 лет) токарному делу, то начальник цеха ничего не сказал ни про бронь, ни про то, что снаряды тоже кто-то должен делать…

По железной дороге ехали недолго. Прибыли на станцию «Томск-1». Здесь, на построении, увидел, что набирается 50 парней. Потом узнал, что всех направили в Ленинградское артиллерийско-техническое училище зенитной артиллерии, которое было эвакуировано в Томск. В день приезда новобранцев тут же увезли в Петухово - на продо-вольственные заготовки. Две недели лазили по кедрам, заготавливали шишку. Здесь же на заготовках старший офицер с каждым провёл собеседование. И в августе 1942-го Александр Зубков был зачислен курсантом ЛАТУЗА.

Под училище полностью был отведён главный корпус технологического института. В том крыле первого этажа, где теперь бухгалтерия, находилась столовая. На втором, у входа в актовый зал, размещалось Боевое знамя. Пост охранял часовой, стоял \"Ефрейторский караул\". В аудиториях шёл учебный процесс.

Третий этаж представлял собой казарму. На двухъярусных нарах, которые сами же курсанты и сколотили, размещались 1200 человек. Кроме того, училищу отдали часть третьего корпуса, высокие потолки которого позволяли поднимать ствол пушки. В Лагерном саду (на том месте, где ныне стоит Мемориал Боевой Славы) была оборудована огневая позиция зенитно-артиллерийской батареи для боевой работы. Под обрывом - стрельбище и тир. Занимались интенсивно. Каждый день, без выходных.

Курс обучения, который в Ленинграде проходили за 3 года, в Томске курсанты осваивали за год. Готовили офицеров-артиллеристов серьёзно. Учили так, чтобы в полевых условиях они (как техники) могли устранить повреждение. Ежедневно 11 часов занятий: 8 - лекции, три - самоподготовка. На самоподготовке полученные навыки доводили до автоматизма. Отрабатывали, например, такой норматив: разобрать и собрать затвор пулемёта - на время, в кромешной темноте…

А время было военное. Любые задачи решались по-армейски чётко. Так, курсантам ЛАТУЗА довелось принимать участие в строительстве автомобильной дороги на Черемошники, а затем и железнодорожной ветки Томск-Черемошники.

Учился Зубков успешно. А когда ему в главном корпусе ТТИ вручили погоны младшего лейтенанта, не менее успешно воевал. С боями прошёл Польшу, Германию. В Чехословакии завершил свой победный марш. Впрочем, для кадрового офицера служба продолжалась.

Зубков служил в штабе дивизии инженером по приборам в Бакинском округе ПВО. В середине 50-х в ПВО страны стали появляться зенитно-ракетные комплексы. Эффективность нового вооружения была заметно выше существовавшего, так что дивизию, в которой служил Зубков, стали расформировывать. Пригласили \"в кадры\". Показали \"шахматку\":

- Есть вакансии в Азербайджане, на Кавказе…
- А в России? - спросил Зубков.
- В России есть, но ты не захочешь! - последовал ответ.

На самом деле, точкой на карте, куда \"не захочешь\", был Томск! Оказалось, на военную кафедру Томского политехнического института требовался преподаватель по приборам управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО). Зубков три года преподавал в войсках, аттестацию проходил на \"отлично\". Так что ни секунды не раздумывал и получил направление в Томск.

Прибыл. Оставил на вокзале жену и двоих детей, пошёл к месту расположения. Военная кафедра занимала одно крыло (там, где и сейчас) бывшей царской тюрьмы. В годы войны во дворе располагались караульное помещение и гауптвахта Ленинградского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии. Так в январе 1959-го Зубков вновь увидел памятную надпись - \"Караульное помещение ЛАТУЗА\".

Зашёл к начальнику военной кафедры. Представился. Оказалось, что квартиры для вновь прибывшего пока нет. Дней пять Зубковым пришлось пожить на вокзале. Потом подыскали частный дом. Сюда и определились. Через 15 лет Томский политехнический стал родным во второй раз.

В 1959-ом году военная кафедра ТПИ перешла на подготовку офицеров-зенитчиков, преподаватель зенитного профиля был как нельзя кстати. К тому времени в науке побеждать был учтён боевой опыт, полученный в ходе Великой Отечественной войны. В частности, опыт применения зенитной артиллерии, которая и по воздушным целям била точно, и танки поджигала, как спички.

1 мая 1960-го над Уралом ПВО СССР сбили американский высотный разведывательный самолет «У-2», пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Это событие послужило толчком к тому, что ПВО страны стала активно переходить на более эффективный вид вооружения - зенитные ракеты.

Как следствие, в 1961-ом году военная кафедра ТПИ приступила к освоению зенитно-ракетного комплекса С-75. 57-миллиметровую пушку оставили для продолжения подготовки зенитчиков (у физико-техников). В связи с переходом на новую военно-учётную специальность, всех преподавателей срочно направили на переподготовку.

Сначала на три месяца в Оренбург. Потом на артил-лерийско-командные инженерные курсы в Киев. Офицеры кафедры новую технику, насыщенную электроникой, изучали так, что к приезду в Киев кое-что успели освоить. Коллеги из Киева, объясняя материал, постоянно оглядывались на томичей, но разбираться приходилось вместе.

Так преподаватель военной кафедры ТПИ А.А. Зубков вышёл на очередной жизненный этап. Все последующие годы на кафедре успешно обучал и воспитывал молодых. Они и сейчас при встрече благодарят за то, что, приходя в войска, прибор управления артиллерийским зенитным огнем знали лучше, чем кадровые офицеры.

А значит, весь свой опыт и знания преподаватель Зубков сумел передать своим ученикам - нынешним защитникам Отечества. И на поверку получается, что 32-летием кадровой службы, всей жизнью Александр Александрович символизирует преданное служение Родине.

В настоящее время полковник в отставке А.А. Зубков, награждённый орденом Отечественной войны II-й степени, медалями \"За боевые заслуги\", \"За воинскую доблесть\", \"За Победу над Германией в Великой Отечественной войне\", \"Ветеран Вооруженных Сил СССР\", \"Ветеран труда\" и многими другими, работает в составе комиссии по военно-патриотическому воспитанию молодёжи Кировского совета ветеранов г. Томска.

Записал О.Н. Плотников.

На фото \"Эстафета поколений\" слева направо: ветеран военной кафедры Александр Александрович Зубков, начальник военной кафедры ТПУ Валентин Александрович Борисов и ветеран, полковник в отставке, многие годы руководивший военной кафедрой ТПИ, Александр Семёнович Деряев.