Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Дешифровщики молекул — о силе командного духа в науке

В Томском политехе больше 60 научно-исследовательских лабораторий. Каждая?— отдельный мир со своими правилами, принципами, иерархией. Ведь без них не бывает значимых научных побед и открытий. И все же каждый коллектив — это не просто люди, которые проводят друг с другом восемь часов в одном помещении (а иногда и больше), а настоящая семья. Мы спросили у профессора Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Олега Уленекова и его коллектива, какова миссия руководителя и зачем нужно коллективное воспитание.

В Томском политехе коллектив под руководством Олега Николаевича Уленекова работает с 2011 года, хотя образовался он задолго «до». Команда ученых занимается молекулярной спектроскопией. В области их интересов —исследования в субмиллиметровом диапазоне, инфракрасной и видимой областях. Сейчас коллектив — это больше 18 сотрудников: профессоров, доцентов, аспирантов и студентов.

«Я бы описал отношения внутри нашего коллектива как демократично-авторитарные. Я считаю, что каким бы демократичным ни был коллектив, нельзя решать все вопросы простым усреднением мнений. Всегда есть руководитель, обязанность которого заключается в том, чтобы проанализировать мнение всех и самому принять решение, за которое он несет ответственность. При коллегиальном решении практически всегда результат сводится к поиску виноватых. К тому же в случае форс-мажорных обстоятельств руководитель может принять меры для решения вопроса. Это и есть, в моем понимании, авторитарно-демократические отношения», — считает руководитель коллектива Олег Николаевич Уленеков.

Быть руководителем, как отмечает профессор, — нелегкое бремя. Для себя он выработал несколько принципов, которых придерживается в работе и которые помогают справиться с разными ситуациями. Один из них?—обсуждать все вопросы вместе с коллективом, а окончательное решение принимать единолично и нести ответственность за него самостоятельно.

«Руководить коллективом сложно. Не верьте тому, кто говорит:« Я великолепный руководитель, меня боготворят и у меня все всегда довольны». Если коллектив работает, а не просто проводит время на работе, то неизбежно возникают конфликты, которые необходимо улаживать. Перефразируя известную мудрость: хорош не тот руководитель, в коллективе которого не бывает конфликтов, а тот, кто умеет их разрешить,?— уверен Олег Николаевич. — На мой взгляд, самое главное в системе коммуникаций нашего коллектива, что взрослые с уважением относятся к младшим. Я всегда говорю, что чем младше член коллектива, тем больше ему нужно внимания. А чем старше?— тем жестче требования».

Позицию руководителя разделяют и сотрудники. Для них он лидер, «шеф», наставник. Олег Николаевич отмечает, что есть два типа командиров. Первые говорят: «Делай, как я», а вторые — «Делай, как я велел». Себя профессор относит к третьим?— тем, кто личным примером показывает, как можно, и в случае необходимости настраивает на нужный лад.

Коллективное воспитание

Себя Олег Николаевич считает прагматичным персонажем, поэтому вопросы коллективных настроений отдает на откуп коллегам-дамам, которых любя называет «возвышенными натурами».

По мнению профессора Елены Сергеевны Бехтеревой, одной из участниц коллектива, существует принцип так называемого коллективного воспитания, который можно выразить одной емкой фразой — «мы все в одной лодке». Когда все настроены на взаимодействие и помощь, коллектив работает как часы.

«Для студентов Олег Николаевич — «профессор в доступе», всегда готов рассказать, объяснить, показать. С таким руководителем очень быстро и эффективно учиться, работать, делать открытия, становиться специалистом. Олег Николаевич — «шеф», непререкаемый авторитет и руководитель.

Иерархия продиктована уважением и доверием мнению опытного специалиста и профессора, работы которого известны в мировом научном сообществе. Это человек, увлеченный своим делом, который зажигает огонь в студентах, настроенных на изучение принципов научного исследования мира», —отмечает Елена Сергеевна.

Сейчас коллектив ученых реализует несколько крупных проектов. Один из них — исследование хлорорганических соединений. Это вредные вещества, которые встречаются в процессе промышленной добычи нефти и транспортировки в трубопроводах нефти и газа. Конечная цель ученых — разработать анализатор для отслеживания уровня этих соединений. Он сможет продлить срок эксплуатации оборудования и сэкономить средства на ремонт. Проект политехников поддержан программой Минобрнауки?РФ «Приоритет-2030».

Исследования политехников регулярно поддерживают Российский фонд фундаментальных исследований и Российский научный фонд. Сейчас команда завершила исследования в рамках гранта РНФ из отополога диоксида хлора вне синглетных электронных состояниях. Ученые разработали математическую модель и программное обеспечение, которое позволяет предсказать характеристики молекулы в десятки раз точнее по сравнению с известными результатами.

Научное планирование

Сегодня коллектив Олега Николаевича известен во всем мире. Его участники не раз становились приглашенными лекторами в лучших технических вузах Франции, Китая, Финляндии, Англии, Японии, Германии, Швейцарии, Польши, Сингапура и других стран.

«Я занимаюсь спектроскопией уже 50 лет. За это время нам удалось собрать коллектив из уникальных специалистов и больших профессионалов. Ежегодно к нам приходят новые аспиранты и даже студенты, которые интересуются исследованиями в области изучения молекул. Я вообще очень ценю в своих коллегах, в том числе в аспирантах, трудоспособность и интерес к работе. Они в первую очередь думают не о конечной публикации, а о самой работе. Вот что важно», — добавляет Олег Николаевич.

Елена Бехтерева считает, что главную роль для достижения таких высоких научных результатов играет атмосфера внутри коллектива.

«В коллективе всегда царит атмосфера открытости, легкого юмора, которые способствуют учебе и эффективной работе над научными задачами. Для благополучного развития и работы необходимы опыт и научное планирование. Причем как предметное, так и временное. Очень важно, чтобы все это подкреплялось истинным интересом и понятными перспективами»,?— отмечает профессор.

Елена Медведева