Австралийский ученый Юрий Анисимов – об отличиях между системами образования в России и Австралии, о воспитании граждан страны, о поиске призвания, а также советы молодёжи, стремящейся посвятить себя науке.
В сентябре в ТПУ с рабочим визитом побывал Юрий Анисимов, доцент отделения биомолекулярных и физических наук Университета Гриффита (Австралия). В этом активно развивающемся и инновационном вузе обучается сейчас 43?000 студентов и трудится 4000 сотрудников. В Австралии Юрий живёт уже 20 лет, а в Томск наш бывший соотечественник, выпускник МИФИ, попал по приглашению доцента кафедры теоретической и экспериментальной физики Сергея Твердохлебова.
– С Сергеем Ивановичем, – рассказывает австралийский учёный, – мы познакомились на 1-м Международном симпозиуме по системам доставки лекарственных препаратов в Китае, заинтересовались научными работами друг друга и нашли немало точек соприкосновения в области 3D матриксов и нетканых материалов для регенеративной медицины. Опубликовали статью, на подходе вторая. Сергей Иванович с группой ученых занимается сейчас очень перспективной темой – гибридными биоматериалами. Если бы даже общих точек не нашлось, их можно было бы создавать, помогая друг другу развиваться и двигая мировую науку вперёд.
Кредо Анисимова как гражданина – отдавать долги обществу. Россия дала ему хорошее высшее образование. Австралия – интересную работу и достойную жизнь. Налаживанием научных контактов меж континентами и вузами он рассчитывает, в том числе, выразить свою благодарность обеим странам.
– В планах, – говорит австралийский ученый, – совместные проекты с группой сотрудников под руководством Сергея Твердохлебова. Цель – создать научный коллектив, который будет заниматься гибридными биоматериалами и медицинскими изделиями. Общая работа принесет и большое количество высокорейтинговых публикаций и главное – реальные результаты, которые помогут медицине стать более персонифицированной, направленной на человека.
График визита в ТПУ был насыщенным – учёный прочёл для всех желающих публичную лекцию о математическом моделировании доставки лекарственных препаратов в организм, встретился с коллективами медиков из томских НИИ и поработал с коллективами различных подразделений вуза. В ТПУ гражданин Австралии Юрий Анисимов впервые. Однако о нашем вузе наслышан.
– Своему руководству я рассказал, что еду не просто в Сибирь, а в вуз, который очень высоко котируется и вошёл в ТОП-15 ведущих вузов страны. Однако чтобы попасть в мировые рейтинги, мне кажется, не только политехникам, но и всем россиянам придётся в чём-то менять мировоззрение, – рассуждает зарубежный учёный.
Спор между теоретиками и практиками: шанс сохранить всё лучшее – в балансе
– Очень большую разницу между системами образования наших двух стран я вижу в том, что в России студенты загружены гораздо сильнее учебным процессом, преподаватели фундаментальных наук говорят: «Ни пяди земли!» и не урезают свои программы. В результате студенты перегружены информацией, устают, находятся в постоянном стрессе и теряют интерес к науке. Я вспоминаю свои студенческие годы в МИФИ, у нас были очень способные ребята, но некоторые просто «не потянули» теоретическую нагрузку, а ведь могли бы стать отличными инженерами.
У нас в Австралии существует перекос в другую сторону – мы считаем, что у студентов ещё недостаточно теоретической подготовки, чтобы делать проекты, а им всё увеличивают «часы» на практические предметы. Половина учебного времени отдана ребятам на самостоятельную работу. Например, сейчас у нас нужно сдать всего восемь профильных предметов, чтобы получить степень бакалавра прикладного математика, так и это число хотят сократить до шести. Мне эта ситуация напоминает игру «Дженга», когда из кирпичиков строится здание, потом каждый из игроков вытаскивает из него по элементу, и проигрывает тот, на чьём ходе здание разрушается. Ведь образованию сотни лет – европейскому, до этого греческому, римскому, арабскому. А сейчас под давлением разных факторов мы пытаемся его стремительно модифицировать. Если бы спросили моё мнение, я бы сказал: мир меняется, и мы должны меняться, но желательно делать это медленнее и продуманнее, соблюдая баланс, чтобы не разрушить то ценное, что сохраняется веками.
Шанс сохранить всё лучшее – именно в балансе, в нахождении золотой середины. Однако думаю, фундаменталистам всё же придётся в чём-то уступить. Конечно, самых талантливых ребят хотелось бы больше испытывать, однако позитив в том, что у них есть время, чтобы открыть научную книжку и самим определиться со своим интересом. При этом все мои способные студенты уверены, что они даже слишком способные. Я думаю, это неплохо – у них есть вера в себя. В России, на мой взгляд, эту веру в студентах не культивируют. Приведу пример: из одного Оксфорда вышло такое же количество нобелевских лауреатов, как изо всей Франции. Конечно, там особые условия, научная аура, но главное – там всегда и во всём поддерживают таланты – ребятам выделяют преподавателей, которые ведут их «от и до», воспитывают их, позволяют творить и развиваться. И может быть, не все они через год после сдачи экзамена смогут вспомнить какую-нибудь заковыристую формулу, но самому важному они научились – думать!
Мосты в Австралии не падают, дороги не проваливаются
– Главное – не запомнить формулы, а научиться понимать процессы. Университет даёт следующее: куда бы человека ни бросили, он должен суметь просветить себя и добыть информацию, проанализировать её и понять, куда двигаться дальше. Задача высшего образования, на мой взгляд, – научить человека ставить и решать задачи. Но не менее важно научить его быть гражданином своей страны, который хочет приносить ей пользу.
Если честно, иногда проверяешь экзаменационные работы, и руки опускаются, но потом смотришь – мосты в Австралии не падают, дороги не проваливаются. Что толку, если ты знаешь, как надо сделать, а делаешь в итоге неправильно. Нужно растить граждан, которые не будут «распродавать налево гравий», а будут думать, что они могут отдать стране. Может быть, у них будут пробелы в фундаментальных знаниях, но большинство наших австралийских студентов, я уверен, растёт с пониманием необходимости служения обществу.
Причём закладывается это чуть ли не с начальных классов школы. Вот такой факт: в Австралии нельзя списывать. В России – можно. То есть формально нельзя, но практически все списывают, и преподаватели обычно в курсе происходящего, потому что сами были студентами. Получается, что детей со школьной скамьи воспитывают по двойному стандарту, показывают, что правила можно обходить. И это умение обходить правила распространяется на все сферы жизни.
В Австралии все экзамены письменные. Но за порядком на экзамене смотрю не я, потому что я лицо заинтересованное, у меня конфликт интересов. За студентами следят местные бабушки, которых наняли и обучили. Они не знают математики, но они с детства знают, что списывать – нехорошо. И если студента ловят со шпаргалкой, то его выгоняют из университета, и он не имеет права в течение пяти лет поступить ни в один университет Австралии, Канады, Англии и Америки. Правило такое: не знаешь предмет, так провали его и повтори заново. Так что процентов 90 действительно сдают сами и показывают реальные знания. Потом они могут забыть абсолютно всё, но зато не воспитываются по двойным стандартам, сохраняют свою цельность. Это очень важно. Если допустить в себе трещину, в неё войдёт вода, замёрзнет, расширится, разрушит изнутри. Система воспитания гражданина в Австралии построена так, чтобы эту цельность сохранить и поощрить.
«Publish or perish» – «публикуйся или пропади»
–?Политехникам придётся активнее публиковаться в известных зарубежных журналах. Здесь могут возникнуть трудности с техническими возможностями и с недостатком времени. У нас в стране есть учёные, которые публикуют значительное количество статей в год, но на них работают целые лаборатории. Вообще же люди разные – есть преподаватели от Бога, есть популяризаторы идей, есть серьёзные научные деятели. И здесь тоже существует возможность выбирать тематику для статей. Например, у меня задача – опубликовать в год 2-3 статьи, и они не обязательно должны быть по моей прямой специальности – по математике. Если я чувствую призвание в педагогике, если ушёл в преподавание, то должен публиковаться в журналах, посвящённых психологии или новым методам обучения в системе высшего образования. В англоязычных научных кругах есть такая научная поговорка «publish or perish» – «публикуйся или пропади». Просто так лежать на печке нам никто не позволит, публикации требуют ото всех.
Причём сразу хочется дать совет молодёжи, которая выбрала путь в науку – пытайтесь публиковаться уже во время магистратуры. Ищите руководителя, смотрите, чего достигли его предыдущие студенты и не теряйте времени – это чрезвычайно важно для будущей научной карьеры. Если заиметь во время аспирантуры 3-4 достойные публикации, то можно без особых проблем получить за границей пост-дока. А съездить за рубеж и поучиться там – это очень полезно для общего и научного развития. Главное – стараться и не опускать руки, даже если статью не приняли. Не все публикации сразу получаются. Некоторым нужно вылежаться, отстояться, чтобы засиять.
И ещё один совет молодёжи: Учите английский! И учите хорошо, а не для галочки. Сейчас это язык, на котором разговаривают учёные разных стран. Как раньше учили латынь, арабский, потом немецкий, где-то со второй половины XX века нужно знать английский, чтобы быть в курсе новейших достижений науки и техники.
Елена Прядухина