Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

На Министерство надейся, а сам...

Сибирский Федеральный округ (СФО), в который входят 16 субъектов, занимает 30% территории России, и здесь же проживает чуть больше 14% всего населения нашей страны. Округ выделяется богатством природных ресурсов, в нем развиты нефтехимическая промышленность, машиностроение, ВПК, черная и цветная металлургия и т.д. В то же время отмечается низкая эффективность использования ресурсов.

В то же время научно-образовательный комплекс СФО признается одним из лучших в России. Всего в нашем округе 192 вуза. Университетов - 50, из них технических - 16. Подготовка специалистов в вузах Сибирского региона осуществляется по 363 специальностям из 436 имеющихся в стране. В округе имеется также 103 уникальных специальности, по которым подготовка осуществляется только в одном из субъектов Федерации (в Томской области таких специальностей - 26). Профессорско-преподавательский состав округа составляет 27436 человек (в Новосибирской области -16,5%; в Красноярском крае - 15,2%; в Томской области - 14%). Зато из 1932 научных работников округа в нашей области работает 49,3% человек (на следующем месте Красноярский край - 17,3%). Объем НИР округа по хоздоговорам составляет 274,3 миллиона рублей. Очень невелико бюджетное финансирование по грантам - чуть меньше 111 миллионов рублей (из них по зарубежным контрактам получено 73,7% средств). Доля средств местного бюджета в объеме финансирования хоздоговоров практически у всех областей очень мала. Только в Республике Алтай - это 100%, в Томской же области, которая по этому показателю - на четвертом месте, местный бюджет участвует на 9,5%. Высшее образование на тысячу экономически активного населения по всей России имеют 190 человек, в СФО - 168 человек.

(Из доклада ректора ТПУ Ю.П.Похолкова на Общественных слушаниях).

В апреле в ТПУ состоялись Общественные слушания руководства технических вузов СФО по теме \"Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года\".

Новая концепция образования была утверждена Правительством России в конце декабря прошлого года и вызвала немало критических замечаний у сотрудников высшей школы, поэтому для участия в разговоре по актуальным проблемам приехали ректоры и проректоры почти 30 технических вузов Сибирского региона. Целью слушаний стала выработка рекомендаций в адрес Правительства России, Минобразования и других Министерств и ведомств, которые отвечают за развитие образования.

С приветственной речью к ученому собранию обратились Б.А.Мальцев, спикер Государственной Думы Томской области, и В.А.Жидких, первый зам.губернатора области.

С докладом, посвященном анализу преимуществ, социальных и экономических рисков, выбору образовательной, научно-исследовательской и экономической политики вузами СФО в условиях реализации новой концепции образования, выступил ректор ТПУ, президент Ассоциации инженерного образования России Ю.П.Похолков. Юрий Петрович рассказал о том, что Ассоциация, явившаяся инициатором слушаний, имеет свои региональные отделения в 56 субъектах Федерации России. Предполагается, что подобные слушания Ассоциация проведет и в других округах, что поможет как можно большему числу ректоров инженерных вузов страны высказать свои предложения по путям реализации концепции.

По мнению Ю.П.Похолкова, принципы, заложенные в основу концепции, бесспорно хороши: доступность, качество и эффективность образования. Однако, пути достижения этих целей размыты и зачастую заменены общими декларациями. Главное: в документе отсутствует механизм ресурсного обеспечения большинства мероприятий, поэтому под вопросом их выполнение. Таким образом, у большинства ректоров сложилось мнение, что содержание необъявленной в концепции образовательной политики государства - это фактически переход к платному профессиональному образованию.

В докладе ректор ТПУ подробно рассмотрел возможные риски от нововведений в образовании, грозящие вузам Сибирского региона. Думаем, и нашим читателям будет интересно познакомиться с ними.

Доступность образования

Государство предлагает следующие пути: введение Единого государственного экзамена; создание системы государственного образовательного кредитования с различными формами погашения кредита и так далее.

Вызывают опасения следующие моменты: низкое качество тестов может привести к необъективной аттестации выпускников. В вузы Сибири может уменьшиться конкурс из-за оттока абитуриентов в столичные вузы. Возникает риск лишиться платных студентов в связи с их уходом на бюджетные места в другие вузы. Может снизиться качество подготовки учеников в школах (например, \"натаскивание\" на тесты ЕГЭ, возможность централизованного занижения требований и т.д.). Вузы устраняются от оценки качества поступающих, таким образом, у них нет возможности полноценно управлять формированием контингента студентов.

Качество образования

Предлагается модернизация содержания и структуры образования в соответствии с потребностями личности, государства и общества; оптимизация перечня профессий и специальностей подготовки кадров; создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы учебных заведений; переаттестация и повторное лицензирование филиалов вузов и так далее.

Вузам региона это может грозить уменьшением возможностей привлечения внебюджетных средств из-за закрытия в вузах так называемых непрофильных специальностей и из-за переаттестации и закрытия ряда филиалов вузов.

Эффективность образования

Выделены следующие пути формирования эффективных экономических отношений: наращивание государством финансовой поддержки сферы образования до уровня необходимых потребностей; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, переход к их финансированию на контрактной основе; последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств; формирование государственного заказа вузам и другие. Возможные риски для вузов Сибирского региона: уменьшение финансирования вузов из-за неучета сибирских условий в нормативах бюджетного финансирования; потеря вузами финансовой самостоятельности при введении казначейской системы учета внебюджетных средств; уход из региона гос.заказа на подготовку специалистов в столичные вузы; уменьшение финансового обеспечения вузов при переходе на ГИФО.

Все выступавшие затем ректоры также отмечали, что модернизация образования давно назрела, но конкретные пути реализации заложенных принципов сформулированы неэффективно и зачастую противоречат друг другу.

Г.М.Рогов, вице-президент Российского Союза ректоров, ректор ТГАСУ, сказал, что Союз ректоров России категорически против нововведений. Он не исключил вероятности того, что VII съезд ректоров России, который состоится в ноябре, может быть чрезвычайным в связи с ситуацией, которая складывается в образовании. А.В.Кобзев, ректор ТУСУРа отметил, что концепция закрывает перед вузами инновационный путь развития. А.С.Востриков, ректор НГТУ, высказал мысль, что Правительству нужно принимать решения, которые поддерживаются большинством тех, кто эти решения должен будет выполнять.

Среди внесенных ректорами Правительству предложений: постановка общенациональной цели модернизации образования; создание центров общественной профессиональной аккредитации качества образования; обеспечение инновационного пути развития вузов; экономическая автономия университетов.

Аплодисменты вызвала инициатива Б.А.Мальцева, спикера Госдумы области, оформить рекомендации, выработанные на Общественных слушаниях, в законодательные инициативы.

Ректоры надеются, что их голос будет услышан.

После прошедшего в вузе обсуждения концепции модернизации Российского образования мы переговорили с несколькими посетившими нас ректорами. Задавали мы нашим гостям два вопроса:

- Ваше мнение о состоявшихся Общественных слушаниях? Впечатления о политехническом?

А.С.Востриков, ректор Новосибирского государственного технического университета.

- Что касается Общественных слушаний, то в развитом демократическом гражданском обществе полезно любое обсуждение по той проблематике, которая волнует и нашу вузовскую общественность, и вообще всю общественность страны. Конечно, нас, ректоров, интересует ход реализации реформы высшего образования, способы ее проведения в жизнь. Всем нам интересно, что будет с вузами в дальнейшем, и все мы хотим на этот счет высказаться. Вид у принятой на данный момент концепции образования достаточно противоречивый, и об этих противоречиях сегодня и шел разговор, в ходе которого было высказано немало конструктивного. То, что Общественные слушания организованы вне так называемой административной среды, действительно позволило нам обсудить гораздо больше, чем в обычной атмосфере, говорить более свободно, оформить наши мысли в рекомендации правительству. А если наши предложения, пройдя через органы государственной власти, выльются в законодательные инициативы, то будем надеяться, что произойдет некоторая коррекция законодательства в пользу вузов.

- Я ТПУ знаю очень давно и хорошо. Это, можно сказать, наши братья по классу и духу. Мы не просто знакомы с проблемами друг друг, а знакомы практически досконально. ТПУ и НГТУ - вузы примерно одинакового масштаба, близкого академического уровня, но ТПУ, как старинный вуз, имеет большую бюджетную поддержку, лучше зарабатывает, используя хорошо развитые связи со своими выпускниками. Мне очень нравится и работа администрации ТПУ, и сам Томский политехнический как вуз, который готовит крепкие инженерные кадры.

В.В.Курехин, ректор Кузбасского государственного технического университета.

- Общественные слушания - очень нужное мероприятие. Это первые Слушания, организованные в рамках Ассоциации инженерного образования по важным для всех нас вопросам, и это очень хорошая инициатива. Ректоры, конечно, многое знают в области высшего образования, но сегодняшняя встреча позволила определиться и с общими проблемами, и с общими рисками для вузов региона и страны. Мы очень много работаем с моим коллегой Ю.П.Похолковым в рамках Ассоциации инженерного образования, я возглавляю сейчас ее Кузбасское отделение. Думаю, что это очень жизнеспособная организация, ведь время заставляет нас объединяться и действовать. В Западно-Сибирском регионе немало технических университетов, и ректорскому корпусу всегда полезно определить совместные перспективы в плане того, куда вести инженерное образование. Я надеюсь, что эта встреча не последняя, что подобные встречи пройдут по всем округам, и общие рекомендации ректоров России лягут в основу развития российской высшей школы. К сожалению, в такой неформальной обстановке общаться нам приходится не так часто.

- От ТПУ у меня всегда очень и очень восторженные впечатления. У нас, в Сибири, и в стране это действительно столп науки. Очень часто бываю в вашем вузе, и очень многое беру и для себя как ректора, и для КГТУ.

В.В.Евстигнеев, ректор Алтайского государственного технического университета.

- Такие встречи полезны уже тем, что это Общественные слушания, и поэтому можно более откровенно, более глубоко и серьезно поговорить о проблемах, назревших в высшем образовании. Слушания хороши тем, что все мы живем в разных областях и можем поделиться проблемами, которые имеют свой местный региональный характер. В процессе обсуждения вырабатывается общая точка зрения по реализации механизма решения стоящих перед нами задач. Судя по настрою сибирских ректоров, традиция подобных Слушаний обязательно будет продолжена.

- Я как выпускник ТПУ, как человек, много лет здесь проработавший, всегда с удовольствием приезжаю в родной вуз. Политехнический, как и раньше, так и сейчас остается молодым в плане внедрения всего нового, актуального, умного, перспективного. Мне очень приятно бывать в ТПУ, встречаться с друзьями и учиться хорошему, перенимая опыт.