Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Мама для «лучших из лучших»

Есть в Томском политехническом чудесная традиция - конкурс \"Лучший студент года\". Каждую весну умненькие и разумненькие юные политехники соревнуются на звание самых-самых. Тем, кто получает дипломы, - хвала и почет, большая дорога...

Не стоит забывать и о том, что за каждым из лауреатов стоит свой научный руководитель. А если просмотреть список двадцати победителей прошлого года, то окажется, что у пяти \"Лучших из лучших\" научный руководитель один - Лидия Иосифовна Молодежникова, заместитель декана по научно-исследовательской работе теплоэнергетического факультета. Согласитесь, результат замечательный... Поэтому сегодня в нашей рубрике - разговор с Научным руководителем о научной работе со студентами.

Лидия Иосифовна закончила ТЭФ в 1966 году, работала по распределению на электротехническом заводе, в 1971 вернулась в политехнический институт, и вот уже почти 30 лет жизни посвятила общению со студентами. Нас не могло не заинтересовать, занималась ли она сама в студенчестве научно-исследовательской работой.

- Да, конечно. Основатель нашей кафедры промышленной электроники Виктор Евлампьевич Целебровский огромное внимание уделял личной работе с молодежью. Обучение у него было построено так, что завидно даже сейчас. Он вел дисциплину \"Технико-экономические основы оптимизации\", и всем нам - и заочникам, и дневникам - давал индивидуальные задания, которые требовали личных исследований. Кроме того, у нас на кафедре было студенческое конструкторское бюро, наши студенты проектировали, например, тепловые сети Томска, делали предварительные расчеты, связанные с пневмотранспортом. Конечно, насколько мне вспоминается, в те годы проходило мало олимпиад, сложности были с публикациями в журналах, но студентам это не мешало заниматься практической работой.

- Что лично Вам это дало и что это дает нынешним студентам?

- Мне такая вот практическая направленность моих курсовых работ и моего диплома помогла довольно быстро освоиться на предприятии, войти в рабочий ритм. Электротехнический завод, на котором я отработала несколько лет, был тогда передовым, принадлежал военно-промышленному комплексу, там постоянно требовалось что-то совершенствовать, а мне это было уже привычно. Поэтому я знаю: заниматься со студентами научно-исследовательской работой - очень полезная инициатива. Обучение становится намного более качественным, когда студент имеет индивидуальные задания, причем они необязательно должны быть слишком научного плана, главное во всем этом - самостоятельная работа, приучающая студента опираться на свои интеллектуальные силы и полученные знания. Это очень помогает потом на производстве. Эффективность того, что студенты решают одинаковые задачки, на мой взгляд, очень мала. Поэтому я стараюсь давать своим студентам разные темы и на курсовые работы, и на дипломы. Важно, чтобы темы были еще и интересные. Иначе скучно. А когда даешь студентам задания, во-первых, эти задания им нужно найти, потом помочь, подсказать. Многие из студенческих заданий появляются вследствие сотрудничества с производственниками, с моими же бывшими студентами. При общении возникают совершенно особые проблемы, с которыми сталкиваются промышленники в реальности. Получается, что студенты работают вне программы, а это уже большой козырь в жизни. Я твердо убеждена: в вузе нужно как можно больше всего охватить, чтобы потом знать, в какую сторону лучше \"копать\" .

- Из пяти Ваших подшефных, лауреатов конкурса \"Лучший студент-2000\", четыре девочки...

- У меня участвовало в конкурсе восемь человек, и из них половина мальчиков, половина девочек, однако девочки выбились вперед. Может быть, сыграло свою роль то, что факультет у нас мужской, и девочкам, наверное, в принципе труднее \"пробиваться\", поэтому они зачастую более целеустремленны, более активны, более стабильно занимаются. Иногда я намеренно беру девочек, считая, что им нужно помочь, чтобы они не почувствовали ущемленности в общепринято мужской профессии. И нужно сказать, девочки находят себя в нашей профессии.

- Нынешняя молодежь, на Ваш взгляд, какая?

- Конечно, она довольно сильно отличается от молодежи пятидесятых, шестидесятых, семидесятых... Мне кажется, мало сейчас товарищества, не хватает умения работать в команде. Очень развит дух соперничества. Впрочем, может быть это и неплохо. Умная сейчас молодежь, хорошая. Пусть у них все получается и в новом году и всегда!

Сергей МАЗУРОВ.