Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Всю жизнь испытывал автомобили

Из письма ректору ТПУ Ю.П.Похолкову: ...Центр "Томский политехник" ходатайствует о присуждении звания "Почетный профессор Томского политехнического университета" выпускнику 1930 года ТТИ Лаптеву Сергею Александровичу - доктору технических наук, действительному члену Академии проблем качества, заслуженному машиностроителю РСФСР, лауреату премии Совета Министров СССР.

На прошедшем недавно Ученом совете Почетное звание "Почетный профессор ТПУ" присвоено выпускнику нашего университета С.А.Лаптеву.

Сергей Александрович родился 12 августа 1909 года в Томске в семье врача.

В 1930 году окончил Томский политехнический институт по специальности "Автомобили". Был направлен на работу во Всесоюзное объединение "Авторемснаб" в Москву, где работал инженером-конструктором, старшим инженером - руководителем группы по проектированию первых в Советском Союзе авторемонтных заводов, станций технического обслуживания и оборудования для них. Работал инженером-испытателем в Научном автотракторном институте. Накануне Великой Отечественной войны стал начальником головного конструкторско-технологического бюро московского завода Автоприцепов. Во время войны руководил организацией производства важнейшей оборонной продукции, продолжал испытывать автомобили. В течение десяти лет руководил впервые организованным в НАТИ отделом испытаний автомобилей.

Непосредственное участие принимал выпускник политехнического в создании автомобилей, вошедших в историю отечественного автомобилестроения: ГАЗ-20 \"Победа\", ЗИС-110, ГАЗ-13 "Чайка" и других, а также ряда грузовых автомобилей, автопоездов, автомобилей высокой проходимости.

Не оставалась в стороне и научная деятельность. В 1951 году Сергей Александрович защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на перспективную и актуальную для промышленности тему по исследованию и количественной оценке режимов работы автомобиля и его механизмов и через год был утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника.

С.А.Лаптев разработал государственные стандарты на методы контрольных испытаний грузовых и легковых автомобилей, был начальником отдела испытаний автомобильного полигона, заместителем директора по научной работе.

Высокий уровень инженерной подготовки, полученный С.А.Лаптевым в Томском технологическом институте, послужил ему основой для успешной педагогической деятельности. С 1931 года он стал вести преподавание по курсу "Расчет автомобилей" в московском автомеханическом институте имени М.В.Ломоносова. После создания на базе этого института Военной академии механизации и моторизации РККА продолжил чтение этого курса. В середине тридцатых годов вел курс "Конструкция и расчет автомобиля" в московской промышленной академии.

Уже в преклонном возрасте продолжил личную научную деятельность, работая над публикациями, основанными на огромном жизненном и производственном опыте.

С 1960 года С.А.Лаптев является членом Союза журналистов в секции научной печати.Опираясь на многолетний опыт исследовательской и производственной работы по испытаниям автомобилей Сергей Александрович защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, а в октябре 1998 года был избран академиком Академии проблем качества.

Деятельность выпускника политехнического университета не могла быть не замечена на самом высоком уровне. Его труд отмечен правительственными наградами: орденом "Знак Почета", 9 медалями, 5 медалями ВДНХ. В его арсенале Почетные звания "Заслуженный машиностроитель РСФСР", он - Лауреат премии Совета Министров СССР "За разработку и внедрение высокоэффективной технологии ускоренных испытаний автомобильной техники для сокращения сроков доводки и освоение ее в массовом производстве".

Оценивая вклад доктора технических наук С.А.Лаптева в отечественное автомобилестроение можно вполне обоснованно утверждать, что он достойно представляет в нем сибирскую томскую школу инженеров-механиков автомобильного профиля, давшую стране немало известных специалистов.