Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Сергей Аксёнов в составе томского поискового отряда «Прометей» кадетского корпуса отслужил вахту памяти

«Война не окончится, пока не названо имя последнего солдата…»

65 лет прошло со дня Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Однако, спустя столько лет, тысячи человек все ещё числятся «пропавшими без вести», а в местах боевых сражений ежегодно находят сотни останков убитых советских солдат и тысячи неразорвавшихся снарядов. Для поиска погибших в бою бойцов Красной армии студент ИГНД Сергей Аксёнов отправился в болотистые леса Новгородской области в составе поискового отряда г. Томска «Прометей». Об истории поискового отряда «Прометей» автор попросила рассказать его несменного командира, преподавателя истории, руководителя военно-исторического музея Кадетского корпуса г. Томска, подполковника Ивана Григорьевича Харченко.

– День рождения «Прометея» – 2 октября 1984 г. Отряд образовался на базе СПТУ № 16, сначала мы общались с ветеранами, собирали воспоминания, поздравляли их с праздниками. Потом создали музей, открытие которого состоялось 7 мая 1985 г. После этого я понял – одних встреч с ветеранами недостаточно, нужно ехать туда, где была война.

Первая поездка была на Западную Украину, где погиб Герой Великой Отечественной войны, легендарный советский разведчик Николай Иванович Кузнецов. Именно тогда, отправившись с местными жителями в лес, я впервые увидел незахороненные останки воина Красной Армии. Для меня это был шок, ведь я глубоко изучал тему Великой Отечественной войны, сам учился на историка в ТГУ, но ни в одном учебнике истории не говорилось о том, что солдаты остались непогребенными. С тех пор миссия нашего отряда – искать и хоронить солдат, павших в боях за Родину, с военными почестями, как и положено защитникам страны.

Наш отряд работал в Краснодарском крае, Сталинградской, Брестской, Донецкой, Ленинградской, Ярославской, Тульской и Новгородской областях. Мы совершили 41 Вахту Памяти, найдено 4813 солдат и офицеров Красной Армии, при этом медальонов с фамилиями – только 176. За время работы отряда нас 10 раз приглашали в Российский Военный центр при Правительстве РФ, отряд 8 раз побывал на Всероссийском слете поисковых отрядов и музейных объединений, из которых один раз занял II место и 6 раз подряд – I место.

Не менее интересным оказался разговор о вахте Памяти с Сергеем Аксёновым, которого я попросила поделиться впечатлениями о поездке.

– Я впервые участвовал в подобной экспедиции, все было в новинку – жить в лесу в палатке, в апреле мыться в речке, готовить еду на костре… Было интересно, многое запомнилось, думаю, на всю жизнь. – Сергей, что подвигло тебя отправиться в столь сложную экспедицию, да ещё в преддверии экзаменационной сессии?

– Было несколько причин. Во-первых, мой родной брат также ездил в поисковую экспедицию с Иваном Григорьевичем, только 15 лет назад, во время своей учебы в техникуме. После получения диплома брат и Иван Григорьевич не виделись и встретились только на вокзале, когда Александр провожал меня. Во-вторых, я осознал важность поисковой работы, понял, что нужно помнить и чтить тех, кому мы обязаны жизнью. У нас в институте в этом направлении работает Галина Михайловна Иванова, председатель МПЦ «Отечество», которое проводит множество мероприятий патриотической направленности для молодёжи. Кроме того, прошлым летом я ездил на Смоленщину в составе стройотряда ТПУ «Память» для реконструкции мемориала павшим воинам 166-й томской стрелковой дивизии, воздвигнутом в 80-х гг. силами политехников. Это также способствовала моему решению.

– Возникали сложности с поездкой?

– Конечно! Нужно было договориться со всеми преподавателями, потому что уезжал я на 3 недели. Пришлось даже отпрашиваться у директора ИГНД Алексея Карповича Мазурова, который также является заведующим кафедрой, на которой я учусь. Алексей Карпович отнесся с пониманием, за что я ему очень благодарен. В целом все преподаватели поддержали поездку, помогали, разрешали сдавать некоторые предметы досрочно.

Кроме того, финансовую помощь оказал проф-ком студентов и Управление по социальной и воспитательной работе ТПУ, очень помогла Светлана Юрьевна Максимова, отвечающая за социально-воспитательную работу в ИГНД.

Как проходил ваш обычный день?

– Мы просыпались в 8 часов утра, дневальные вставали в 6, чтобы приготовить еду на весь отряд. Мне посчастливилось 2 раза быть дневальным. Затем завтракали и ехали на место раскопок. На обед мы не возвращались, обедали в лесу. Раскапывали землянки, блиндажи. Несколько раз ездили на разведку – опрашивали местных жителей, чтобы найти воронки и блиндажи с останками солдат. Приходилось много работать, особенно после того, как были найдены погибшие воины. Времени оставалось мало, а поднять нужно было как можно больше людей. Поэтому работали, пока не стемнеет.

– Что испытываешь, найдя впервые останки погибших людей?

– Когда в первый раз я взял в руки кость человека, мне было, мягко сказать, не по себе. Представляешь, что человек когда-то был живой, строил планы на будущее, а его бесчеловечно убили и просто скинули в яму. Очень грустно.

– Вы нашли 124 человека. Удалось ли установить хоть чьи-то личности?

– Да. Было найдено две медали: «За Отвагу» и «За Боевые заслуги». Каждая имеет свой номер, и потом через Министерство Обороны можно узнать хозяина. Два медальона: один мы прочитали, а один был сырой – отдали экспертам. Кроме того, были найдены предметы – ложка и компас, на которых бойцы нацарапали свои имена.

– Как проходило захоронение?

– В каждый гроб мы сложили по 5 останков, привезли их на место захоронения – деревня Большие Угороды, Шимского района Новгородской области. Было много народа – школьники, ветераны, труженики тыла, местные жители, администрация района. Далее звучали прощальные слова, почётный караул произвел три выстрела в воздух, и солдаты были погребены. На этом братском кладбище каждый год хоронят найденных бойцов Красной Армии.

– Вы находили оружие?

– Мы нашли много гранат – около 60. Все они были в плохом состоянии, при этом большинство – в боевом. Мы их складывали в ящики, а потом приехали сотрудники МЧС и увезли их для последующей ликвидации. Было найдено много патронов, касок, личных вещей солдат.

– Каковы планы на будущее?

– Во-первых, «закрыть» сессию «на отлично», ну а летом меня ждут интересные путешествия. В июне я отправляюсь на учебную геологическую практику в Хакасию, а в августе либо опять со стройотрядом ТПУ «Память» на Смоленщину, либо в Новгородскую область, искать погибших солдат. Но, может, удастся совместить, т.к. представители МПЦ ТПУ «Отечество» пригласили поисковый отряд «Прометей» возобновить поиск на Смоленской земле, где погибли тысячи наших земляков. Разговор с Сергеем произвел на меня очень хорошее впечатление. Говорят, что «народ, не помнящий своего прошлого, обречён». Отрадно, что молодые люди сегодня всерьез интересуются темой Великой Отечественной войны, знают о подвигах советского народа, отстоявшего свободу и независимость своей страны, любят Родину. А потому у нас ещё есть надежда на СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ!

Татьяна ЖАРОВА,
студентка ИГНД