Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Даешь культуру – в массы!

Как наука культурология может помочь студенту технического вуза овладевать новыми знаниями и производством

В настоящее время Томский политехнический университет входит в ряд престижных вузов России, и у него есть своя изюминка – большая практическая направленность. Студенты получают «корочки» и сразу идут в большую жизнь на производство – так думает большинство абитуриентов. Однако к концу обучения некоторые понимают, что не все двери открыты для них: кого-то не устраивает зарплата (новичкам не хотят платить много), а для кого-то и вовсе застает врасплох «кризис».

«Говорила мне Марь Ивановна в школе книжек больше читать, чтобы фантазию разрабатывать, да в трудной ситуации не спасовать, а я – в футбольной сборной честь политеха защищал, да по ночам – микросхемы проектировал. А теперь никуда не берут...», – так думает некий вчерашний студент. Только когда ему было книжки-то художественные читать, когда он едва успевал сессии да зачеты сдавать?


Остается одно – произвести впечатление на работодателя: «Главное, чтобы костюмчик сидел! Но предательски выдают руки, которые трясутся, не переставая...». Проблема одна: делая ставку на квалифицированного, но узкого специалиста, мы получаем в итоге человека, который с трудом разбирается в общественных связях и взаимоотношениях. Этот человек не обладает должной культурой общения с другими людьми. Что это значит? Приведу пример. Приходит студент 4 курса Иван Жмыхайло, который считается в своей среде компьютерным гением, устраиваться на работу. Сидит, качая между ног изжеванным пакетом, в старой майке и смотрит через очки на своего работодателя как кролик на удава. Бизнесмен не может представить, как он уживется в коллективе (хотя, может быть, и видит, что специалист он хороший), и отказывает ему в мягкой форме.

Что такое культура? Это способность малыми усилиями достигать больших результатов! И тут на помощь, откуда ни возьмись, приходит наука культурология. Это наука уникальная, поскольку рассматривает как механизмы развития, так и «продукты» деятельности человека. Однако «подают» ее студентам зачастую как простую «развлекаловку»: посмотрите налево – Микеланджело, посмотрите направо – Рафаэль, и сопровождается это вздохами о том, как это прекрасно. Безусловно, прекрасно, но к профессии программиста эпоха Возрождения (увы!) имеет весьма далекое отношение. Тогда мы выслушиваем пламенную речь о том, что это дает общее развитие, культурный уровень, творческий потенциал, без которых нельзя обойтись в системе высшего образования!

А если представить себе, что на протяжении семестра Ивану рассказывали о том, как люди репрезентируют себя в обществе с помощью знаков, какие существуют типы культур и их ценности, как работают общественные институты, как развивается процесс творческой мысли ученого и многое другое, что имеет непосредственное отношение к культуре, основано на фундаментальных научных исследованиях, но, в то же время, практически полезно Ивану как специалисту, и наш герой немного расправит плечи. Далее – если «подкинуть» ему мысли о трудовой этике, корпоративной культуре, опыте таких компаний, как Philips, Sony, то он, может быть, впервые услышавший такие речи, снимет очки... А на десерт – дать ему возможность «включить» свою фантазию и описать шедевры промышленного дизайна 40-х гг. XX века в стиле стримлайн, сумасшедшую по своей идее башню Татлина, невероятный воздушный велосипед «Летатлин», и многие другие технические «новинки» начала XX века, которые уже сейчас можно назвать произведениями искусства.

В настоящее время существует достаточное количество философских работ, посвященных технике как таковой. Ставятся интересные вопросы, почему человек, например, выбрасывает старый мобильный телефон, или холодильник, когда тот еще работает? (Об этом пишет французский ученый Ж. Бодрийяр в своей работе «Символический обмен и смерть»). Как должны складываться отношения человека с техникой? Что представляет собой Интернет для общества? Эти вопросы по-настоящему открывают новые горизонты для специалиста, а значит – желание творить и создавать что-то новое. Более того – у человека открываются глаза на окружающий мир, и он уже видит не только себя за столом, собирающим микропроцессор, но и всю цепочку общественных отношений: университеты, которые занимаются научной работой, предприятия, которые отбирают необходимые идеи, рабочих у станков, дизайнеров, делающих вещь привлекательной, «нашу рашу», которая скрашивает досуг рабочего класса, симфонический оркестр, который дает отдохнуть профессорам... разнообразие культур, менталитетов, ценностей.

Тогда наш Иван идет в магазин и покупает себе недорогой портфель (потому что с целлофановым пакетом может ходить только гопник с Черема, а дорогой портфель ему не положен пока по статусу), накидывает поверх футболки пиджак, в котором был на выпускном (пока сильно тратиться ему не по карману) и понимает, что это – просто знаки, с помощью которых работодатель сможет распознать в нем с первого взгляда грамотного человека.

Мы должны давать студенту те знания, которые помогут ему быть гибким к изменениям

А что касается культуры, то он как не ходил, так и не ходит на симфонические концерты, потому что это не принято в его среде, зато с удовольствием бренчит на гитаре, занимается вместе с друзьями художественной фотографией, скачивает фильмы из Интернета. И это – его культура, на которую он имеет право. Мы же должны давать ему те знания, которые помогут ему быть социально востребованным и гибким к изменениям. Тогда его можно будет назвать по-настоящему культурным человеком!

Анна Татаринцева, ТГУ, культурологический факультет, 4 курс.