Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Болонский Pro

Международный симпозиум \"Качество управления университетами и Болонский процесс\", организованный Ассоциацией инженерного образования России, Томским политехническим университетом совместно с Иркутским государственным техническим университетом и Венским технологическим университетом, состоялся в первые дни июня в Томске и Иркутске.

Целью симпозиума стало обсуждение проблем и выработка рекомендаций по созданию эффективных механизмов обеспечения качества университетского управления и развития их инновационной деятельности в условиях Болонского процесса.

Об уровне этого события говорит, например, тот факт, что для обсуждения на симпозиуме было предложено 12 направлений, среди которых такие, как: \"Болонский процесс и инновации в управлении университетами\", \"Автономия и качество управления университетом\", \"Финансовый менеджмент и фандрайзинг в современном университете\", \"Управление совместными образовательными программами российских и европейских университетов\", \"Управление академической мобильностью студентов и преподавателей в условиях Болонского процесса\" и другие.

Необходимый тон высокому международному собранию задал ректор Томского политехнического университета, профессор Ю.П. Похолков. Он обратился с коротким приветствием к зарубежным коллегам и представителям российских университетов, в ходе которого представил логику трансформации индустриального общества – в постиндустриальное, что неизбежно сопровождается возникновением новых вызовов, на которые университеты просто обязаны отвечать.

В конечном итоге этот процесс привёл к тому, что были сформулированы новые, существенно более высокие, требования к высшей школе вообще и, в частности, к профессиональному инженерно-техническому образованию.

\"Естественно, мы должны реагировать на эти изменения… - сказал Ю.П. Похолков. - И эта реакция связана не только с изменением содержания и формы образования, но также и с изменением управления университетами, управления национальными системами образования, с изменением управления структурами университетов… Этот процесс идёт во всех странах. И мы видим некую реакцию систем образования различных стран на внешние вызовы и возмущения. В каком-то смысле для нас таким вызовом является сама Болонская декларация...

В то же время наши ответы на вызовы, которые мы получаем, в свою очередь, порождают проблемы, которые вновь необходимо решать, учитывая при этом то, КАКОГО качества будет подготовка специалистов. Таким образом, диалектика новых взаимоотношений \"университет-общество\" заключается в том, чтобы качество подготовки специалистов удовлетворяло изменяющимся требованиям общества и заказчиков, а качество управления университетами позволяло бы обеспечивать качество подготовки этих специалистов...\"

Ректор ТПУ выразил уверенность в том, что результаты обсуждения позволят участникам сформулировать некие корректирующие импульсы для совершенствования систем управления университетами и обеспечения более высокого качества подготовки специалистов.

Профессор Похолков также пожелал участникам полезных контактов, приятного времени в Томске, отметил погоду, которая в дни проведения симпозиума была как никогда более благоприятной, и высказал надежду на то, что это событие оставит в памяти самые добрые воспоминания о Сибирских Афинах, Томском политехническом университете и о тех встречах, которые состоятся в рамках симпозиума.

Затем слово взял сопредседатель организационного комитета Ханс Кайзер, который, поблагодарив профессора Похолкова за столь эффектное введение, обратился к присутствующим:

- Дорогие коллеги, мы рады тому, что возникла идея проведения симпозиума в Томске. Россия вошла в Болонский процесс… Есть европейский опыт, из которого можно извлечь уроки, не повторяя наших ошибок. Да, у нас есть обучение, ориентированное на студентов, управление качеством и прочее. Можно утверждать, что мы достигли неких результатов, понимая, что наши примеры как положительны, так и не совсем. На сегодня нет готовых рецептов для решения всех проблем, но есть возможность ознакомиться с нашим опытом и найти своё собственное решение применительно к тем условиям, в которых живёт и действует университет.

В заключение сопредседатель призвал всех к активному диалогу, поскольку процесс коммуникации - двусторонний. Участников приветствовал заместитель губернатора Томской области по науке и образованию, профессор В.И. Зинченко, который отметил, что тема данного симпозиума представляется как никогда более актуальной и для Томска, и для системы образования РФ в целом:

- Россия вошла в Болонский процесс, идёт много дискуссий о том, как найти баланс между подготовкой бакалавров, специалистов и магистров. И надо попытаться пройти этот достаточно болезненный процесс с меньшими издержками, используя зарубежный опыт. У нас активно идёт процесс реформирования высшей школы. В ближайшие годы в России будут созданы 15 Федеральных университетов, поставлена задача в течение 7-8 лет создать несколько научно-образовательных центров мирового уровня. Как будут проходить эти процессы, зависит от эффективной системы управления, от того опыта, который получен в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии.

В условиях глобализации, мне представляется, система университетского образования приобретает некие общие черты. Помимо образовательной и исследовательской, появляется новая компонента, связанная с созданием среды для инноваций. Для этого университеты идеально подготовлены. И других системных условий - просто нет. С другой стороны, глобализация сопровождается ростом конкуренции…

Первым из заявленных прозвучал доклад Юрия Петровича Похолкова \"Управление университетами: проблемы и решения\". Докладчик сказал о том, как отвечает на вызовы времени ТПУ, озвучил принципы трансформации в университет инновационного типа. Напомнил о том, что по примеру ТПУ более ста университетов РФ разработали свои КПР, что в активе университета двухступенчатая модель образования \"бакалавр-магистр\", внедрение которой началось более десяти лет назад.

Также одним из первых ТПУ заявил о создании системы менеджмента качества в университете, стал развивать систему углубленной языковой подготовки, прошёл процедуры сертификации образовательных программ на международном уровне и, наконец, вошёл в мировое образовательное пространство.

Всё эти шаги суть-адекватные ответы на вызовы современности. На первый день работы симпозиума пришёлся целый ряд выступлений, вызвавших повышенный интерес слушателей. В этом числе, безусловно, доклад \"Академические проблемы в условиях Болонского процесса: пример Венского технологического университета\", который столь ёмко представил проректор по международному сотрудничеству Ханс Кайзер.

Таким образом, участники представляли живой опыт, иллюстрирующий различные аспекты университетского менеджмента - стратегический, финансовый, управление образовательной, научной, инновационной деятельностью, фандрайзинг, управление человеческими ресурсами и многое другое.

Стоит ли говорить о том, насколько это важно для Томского политехнического университета на завершающей стадии выполнения Инновационной образовательной программы ТПУ, в рамках которой коллективом университета проведена беспрецедентная по своему объёму и качеству работа…

После короткого перерыва оживление (особенно у русскоязычной аудитории) вызвал опыт Новосибирского государственного технического университета, заявленный в докладе ректора Николая Васильевича Пустового - \"Организационные инновации как фактор развития современного университета\".

Последовавшие вопросы касались разных существенных моментов и положений, прозвучавших в докладе, начиная с необходимости и достаточности децентрализации управления университетом (на примере НГТУ)… И не заканчивая, например, такими: \"Как занимаются \"платники\" - вместе или отдельно со всеми студентами?\" или \"Каковы накладные расходы, планируемые для различных подразделений университета?\"

Не меньший интерес, что нашло отражение в количестве и содержании вопросов, адресованных автору, вызвал доклад ректора Университета Карлсруэ Хипплера Хорста: \"Технологический университет Карлсруэ - новая модель в научной системе Германии\" с оригинальной концепцией \"Одна организация, две миссии, три задачи\".

Одним словом, на протяжении двух дней работы в Томске шёл заинтересованный диалог. Опыт российских университетов принципиально иной, и это понятно. Тем не менее, в ходе двустороннего общения, проходившего как в процессе заседаний, так и в кулуарах, участники открывали для себя немало полезного и важного. А 5 и 6 июня семинар продолжил свою работу в Иркутске.

И, наконец, главное, что отметили многие участники этого большого и важного события: российский вузовский процесс становится понятнее представителям просвещённой Европы и наоборот. Вполне определённую модальность этому обоюдному сближению, вне всякого сомнения, придал состоявшийся на базе ТПУ и ИрГТУ международный симпозиум.

Записал О.Н. Плотников.