Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Сессия без стресса и с пятерками

В конце апреля девушки наконец-то одели короткие юбочки, студенты избавились от неподъемных кожаных курток. Весна, птички поют, солнышко пригревает. Красота! Но после майских праздников приуныла студенческая братия. Старосты обреченно поплелись в бюро расписаний, чтобы узнать и обнародовать даты экзаменов. Преподаватели начали раздавать вопросы и билеты. Словом, в воздухе носится страшный дух сессии. Жизнь студентов стала напряженнее, аудитории многолюднее, а выражение лиц и поведение, напоминающее массовую депрессию, объясняются ужасным словом - СТРЕСС.

Как уберечься от этой напасти? Как избежать нервного срыва? Обеспокоенная здоровьем студентов, я направилась к психологу - Л.И.Иванкиной. Она рассказала мне, что надо делать,чтобы сессия не казалась концом света. А я решила донести эту информацию до вас. Записывайте, вырезайте или запоминается - ведь пригодится.

Существует три составляющих уверенного и правильного поведения в сессию.

  1. ПОЗИТИВНЫЙ настрой. Он вообще в любых ситуациях помогает, а перед экзаменом и вовсе жизненно необходим. Дорогой студент, улыбнись, скажи себе, что все будет ОК и, главное, сам поверь в это. Если даже что-то не получится, не стоит зацикливаться на этой неудаче. Прими ее как жизненный опыт. Это ли повод для отчаянья?
  2. Поставь перед собой ЦЕЛИ и распланируй их реализацию. Твой успех зависит от умения распределять свои силы и контролировать время. Тебе нужен конкретный пример? Напиши распорядок дня. Подъем в 8:30, завтрак в 9:00 и т.д. А в течение дня включай пункты вроде \"учить билеты с 5 по 12 до 14:00\". Но не следует останавливаться только на составлении плана. И это уже третий пункт.
  3. Приняв решение, ДЕЙСТВУЙ! День пусть начинается с легкой нервозности - \"я же не выучил билеты 5 и 22!\". Это своеобразный стимул для активной работы. Сначала, конечно, будет нелегко. Но разве ты - \"слабак\", который сдается при первых трудностях? Читай, записывай, иди в библиотеку, беседуй с преподавателями. У тебя много дел, до стресса ли тебе?

Теперь немного арифметики: совет первый, плюс второй, плюс третий. Равно - все твои возможности, твои знания, опыт, лучшие твои качества, готовы прийти к тебе на помощь. Это уже почти \"пять\" в зачетке.

Для тех, кто любит моделировать ситуации, предлагаю воспользоваться моделью Эллисона \"АВС чувств\". А - это цель, которую предстоит достичь (например, сдать экзамен). В - отношение к сложившейся ситуации (\" я не могу сдать этот экзамен\"). С - это рождаемое действие (разумеется, экзамен не сдан). Но все могло быть иначе, если мы не в состоянии изменить ситуацию, то следует изменить наше к ней отношение.

Жизнь - это постоянное оценивание. Мы оцениваем кого-то, а кто-то - нас. Относись к экзаменам как к нормальному учебному процессу. Это тренировка перед выходом во \"взрослую\" жизнь, где все намного сложнее и жестче. И если в твоем родном вузе тебе дан шанс исправить свою отметку, то в будущем такой удачи может и не быть. Но если ты все еще не убежден, обратись к психологу. Есть тренинги, помогающие развить уверенность в себе, обучающие спокойному поведению в кризисной ситуации.

Очень важно научиться владеть собой. Только тот будет успешен, кто сможет взять себя в руки, осознать обстановку и действовать. Паника, неуверенность в себе - и удачи тебе не видать, только локти кусать останется. Вот только этого ли ты хочешь?

Я спросила Любовь Ивановну, по-разному ли справляются со стрессом отличники и те, кто учится не очень хорошо. Выяснилось, что еще как по-разному.

Отличник не дает себе права на ошибку. Он уделяет огромное внимание результату, а не процессу сдачи экзамена. Милые вы мои отличники, вы же тоже люди, которым свойственно ошибаться. Просто сделайте правильные выводы, это гораздо важнее, чем 100 \"пятерок\" в зачетке.

Что же до остальных, то им проще. Не то, чтобы \"все равно\", но и не \"важнее жизни\". Однако и им думать о предстоящей неудаче или расслабляться нельзя. Возьмите себя в руки, скрипя зубами и скрепя сердце, учитесь работать с информацией. Выписывайте главное, договаривайтесь с преподавателем о дополнительных занятиях. И не бойтесь, у вас также есть шанс на отличную оценку. Лишь бы пустая голова наполнилась полезной информацией.

Важным пунктом является и психологическая поддержка. Не критикуйте человека лишний раз, даже если есть за что. Ему и так несладко. Лучше похвалите его и дайте лекции списать.

Напоследок я напомню вам мудрый совет В.И.Ленина: \"Учиться, учиться и еще раз учиться!\" Это уж точно поможет сдать экзамен и не впасть в состояние стресса.

Ася Любопыткина

Опрос: \"Как вы справляетесь с \"сессионным\" стрессом?\"

Молодой преподаватель:

- Я вообще не напрягался. Просто учился по тем предметам, которые особо нравились. И никакого алкоголя! Он только отвлекает. А после экзамена надо дать себе расслабиться хоть один день. Книжку почитать, в клуб потанцевать сходить и т.д. А на следующий день - с новыми силами готовиться к следующему экзамену.

Алексей, АВТФ:

- Ночью сижу на природе, слушаю воздух. Озеро, река, другие природные водные ванны. И хорошо бы не отвлекаться на противоположный пол.

Света, ГФ:

- Я маме звоню. Она меня успокаивает. От маминого голоса и стресс проходит. Могу хоть полчаса с ней разговаривать. А если и это средство не помогает, то пью пустырник.

Лена, ГФ:

- Пытаюсь отключиться, забыть, что сессия. Для этого беру друга под мышку и вперед - гулять в горсад, на звезды глядеть. И иногда подушками подраться, но это уже дома.

Андрей, МСФ:

- Мы во время стресса гуляем по сосновому бору большой компанией, пьем минеральную воду. Мы справляемся.

Юля, ГФ:

- Беру с собой какого-нибудь друга и вместе с ним/с ней идем в хорошее место, пьем вино, едим пиццу, мороженое, а потом расслабляемся в каком-нибудь клубе. Или принимаю хорошую ванну с пеной, солью, после которой так приятно послушать музыку и выпить чаю с печеньем.