Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Эталоном был для многих

Ф.П. Нифантову 100 лет со дня рождения

Геолог, крестьянин и русский мужик.
Урал и Сибирь - твои земли родные.
В глубины науки ты в Томске проник.
С войной посетил ты и страны иные...
Столетьем отмечена дата твоя
Со дня появления на свет по рожденью.
И жизнь пролетела, осталась семья.
Ученых-коллег и друзей уваженье...
Мы помним твой подвиг, отец наш родной.
Мы славим пример твоей жизни.
Учитель, подвижник всем нам дорогой.
Ты был патриотом! Служил ты Отчизне!

Эти строки - дань памяти моему отцу Федору Перфильевичу Нифантову. Его жизнь была наполнена поэтической романтикой. Томский технологический, затем политехнический институт предоставил возможность молодому человеку из крестьянской семьи продолжить и завершить обучение в известнейшем институте Томска - колыбели науки и высших учебных заведений. После окончания Пермского рабфака в далеком 1928 году отец выбрал ГРФ Томского технологического института, а ведь мог избрать специальность нефтехимика-бурильщика, как и его старший брат Иван. Историческая значимость усилий моего отца достаточно полно освещена в книгах: \"Столетие горно-геологического образования в Сибири\", (Томск, 2001); \"70 лет кафедре гидрогеологии и инженерной геологии\". Не буду цитировать данные из этих книг. Хочу уделить внимание личным воспоминаниям о моем отце, его друзьях, коллегах, родных.

Отец родился 7 января 1908 года в селе Усть-Гаревая Пермской области в семье бедного крестьянина и крестьянки, где воспитывалось четыре брата и три сестры. Старший - Иван Перфильевич, инженер-нефтеразведчик, эксплуатационник. Его сын, Виктор Иванович, доктор технических наук, специалист по бурению глубоких скважин. Сын Виктора Ивановича - Александр Викторович - нефтехимик, кандидат наук. Оба живут и работают в Москве. Внук Федора Перфильевича - Борис Анатольевич Федоров живет в г. Томске. В 1993 году он окончил ГРФ ТПИ с отличием. С 1994 г. работает в институте \"ТомскНИПИнефть\" начальником отдела геологического моделирования. Пример Ф.П. Нифантова, вероятно, повлиял на молодых родственников в выборе профессии геолога, ученого, педагога высшей школы, в частности, на мой выбор. В квартире моих родителей часто собирались сотрудники отца, среди которых были и знаменитые ученые В.А. Нуднер, А.С. Калугин, М.И. Кучин, А.М. Кузьмин. Какие только ни возникали разговоры: спорили о земной коре, подземных водах и о многом другом. Позднее в эту компанию влились Д.С. Миков, супружеские пары Роговых и Сулакшиных, В.К. Черепнин и К.Н. Черепнин - профессор мединститута.

В июле 42 года Ф.П. Нифантов ушел на фронт добровольно, хотя и имел освобождение от военного призыва. Тяжелые годы войны не один раз ставили нас на грань голодной смерти. Это я хорошо запомнил на всю жизнь. Удалось переехать в Новосибирск к родственникам мамы. Этим и спаслись. Закончилась война с Германией. Весенним днем у Оперного театра в Новосибирске собрался стихийный митинг. Народ ликовал. Пели, плясали, играли оркестры, дарили цветы, поздравляли с Победой!... Папа приехал военный, незнакомый, худой. Дал мне поиграть разряженным пистолетом (настоящим!), положил на стол кубики пиленого сахара. Из них я построил пирамидку, т.к. не знал, что сахар сладкий, и его можно съесть. Взрослые плакали, включая и отца. Затем он уехал на Восточный фронт. Тяжелые воспоминания о войне отец не афишировал. Мне известен лишь один случай: отец командовал саперным взводом. Генерал поставил задачу: \"Для форсирования реки Великой навести понтонную переправу для пропуска танков. Время с 6 утра до 12 дня\". Лейтенант Нифантов возразил: \"Днем переправа будет уничтожена авиацией и артиллерией противника\". Генерал: \"Выполнять приказ!\". За невыполнение - расстрел. Лейтенант был прав. Понтоны удалось связать только ночью. Слава героям! За годы войны отец был награжден 8 правительственными наградами, имел удостоверение ветерана ВОВ, льготами которого ни разу не воспользовался. Отслужив в действующей армии, по приглашению ректора ТПИ вернулся в родной институт, хотя были предложения остаться в Новосибирске или переехать в Москву в МГРИ. Ему предоставили жилье в пристройке к деревянному дому по улице Советской, 78. Потолок в пристройке, как и крыша, отсутствовали - сожгли в печках жители дома в военные годы. Пристройку отремонтировали, поселились в двух комнатах. В одной - спальня и кабинет родителей, в другой - я и сестра. Отопление одной печью - топливо: дрова и уголь. В тесной комнатке, по ночам папа дописывал диссертацию, которую начинал до войны. Там мы прожили до марта 1953 года, в том году нам предоставили трехкомнатную квартиру в деревянном доме на Заводском переулке. Тогда же папа защитил диссертацию (она была зачем-то засекречена), стал кандидатом геолого-минералогических наук, а вскоре доцентом кафедры гидрогеологии и инженерной геологии ТПИ.

Отец был строгим преподавателем. Он не принимал фальши, высокомерия, плагиатов, включая студенческих. Сравнивая курсовые работы студентов различных лет обучения, он находил \"скопированные\" работы. Они обсуждались на групповых занятиях или собраниях и получали плагиаторы нелицеприятные оценки. Недобросовестным студентам выдавались новые задания, авторство выполнения их строго контролировалось и справедливо оценивалось. Таким образом, происходило воспитание ума, чести, совести, достоинства каждого из будущих специалистов. На поступавшие иногда предложения руководителей типа: \"Да зачем Вы строжитесь? Ставьте тройки. Специалистов не хватает. Мы не выполняем план выпуска\" отец отвечал раздражительным и резким отказом: \"Я отвечаю за выпуск грамотных специалистов. Недоучек выпускать не буду\". И твердо отстаивал свою позицию.

Принципиальность, высокая честность Ф.П. Нифантова была эталоном отношений в среде ученых, студентов и аспирантов.

Федор Перфильевич за год до смерти продолжал преподавать и передавать свои знания молодым специалистам. Зимой он читал лекции, а летом работал в геологических партиях. Совместно с сотрудниками кафедры им разработаны Татауровское, Березниковское, Итатское, Урюпинское, Назаровское буроугольные месторождения.

Наследием моего отца осталось 12 крупных исследовательских работ, опубликованных в 26 специальных изданиях и монографиях геологии Сибири. У моей сестры бережно хранятся все документы, связанные с жизнью и работой нашего отца. 19 почетных грамот, выданных разными геологическими организациями, в том числе и трудовая книжка, в которой всего 4 записи. Сентябрь 1928 года - студент Томского индустриального института, 1942 г. - уволен в связи с уходом в действующую армию (военный билет № 42104). Июль 1946 года - зачислен ассистентом на кафедру геологии и инженерной геологии ТПИ. И в декабре 1972 года уволен с занимаемой должности профессора в связи с уходом на пенсию по старости.

До сих пор материалами его работ пользуются инженеры-геологи от западных до восточных границ нашей Родины.

Старший научный сотрудник Института угля и углехимии СО РАН (г.Кемерово), кандидат геолого-минералогических наук,
доцент Б.Ф. НИФАНТОВ.