Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Даёшь науку на профессиональном уровне!

В Томском политехническом университете завершился традиционный конкурс \"Лучший студент года\". По итогам конкурса лучшими признаны 19 из более 70 студентов. О том, как проходил конкурс и о своих достижениях расскажет один из победителей - магистрант второго года обучения АВТФ Алексей Лепусин.

По словам Алексея, на конкурс он попал совершенно случайно, поскольку не любитель подобных мероприятий.

- Оказалось, что участвовать не так уж и сложно. Главное - все документы собрать, правильно их оформить, представить свою научную работу и сдать английский язык. Немного переживал по поводу последнего пункта, поскольку знаю в основном язык по специальности, но все прошло хорошо. Правда, система оценки заслуг мне до сих пор осталась непонятной. Например, почему комиссия обращает мало внимания на графу \"Прочие заслуги\", ведь в неё могут попасть такие очень важные документы, как, например, сертификаты Microsoft или центра SoftLine, а ведь они - отличный показатель профессионального роста. Оценивалось только научное направление и участие в олимпиадах. Но не мне судить, все равно очень приятно войти в двадцатку сильнейших.

Как рассказал Алексей, на победу он не надеялся, поэтому был приятно удивлен, узнав, что у него двенадцатый рейтинг и диплом III-й степени. Но чтобы добиться такого почётного звания, необходимо трудиться не один год, и прежде всего, надо сделать правильный выбор. Свой Алексей Лепустин сделал, ещё учась в школе, в Усть-Каменогорске (Казахстан).

- Я с детства увлекался вычислительной техникой и компьютерами, - рассказывает магистрант. Мне нравились и программирование, и \"железо\" - сами компьютеры.

После окончания школы большинство одноклассников Алексея отправились учиться в Новосибирск, а он выбрал Томск.

- У меня такая натура, - делится Лепустин, - я люблю всё делать наоборот, то есть идти против толпы. Я поговорил с несколькими специалистами в области программирования и выяснил, что все они учились в Томском политехническом. Поэтому я и решил ехать поступать в Томск. Со мной поехал одноклассник - вместе поступили, вместе сейчас доучиваемся в магистратуре.

Ещё в школе он не один раз участвовал в различных олимпиадах и добился неплохих результатов. Это помогло при поступлении в вуз: Алексей занял призовое место на республиканской олимпиаде и получил аттестат с золотым знаком, который считается в Казахстане выше, чем аттестат отличника. Приемная комиссия ТПУ признала его аттестат, и у Алексея было только собеседование.

Так в 2001 году стал студентом факультета автоматики и вычислительной техники ТПУ. Учился он только на пятёрки, активно участвовал в университетских, областных, всероссийских и международных олимпиадах. В течение четырех лет, начиная с 2003 года, Алексей становился именным стипендиатом Учёного совета университета и дважды - стипендиатом Всероссийской именной стипендии благотворительного фонда им. В.Потанина. В 2004 году он с отличием окончил курс бакалавра по направлению \"Информатика и вычислительная техника\" и поступил в очную магистратуру.

- Я нисколько не пожалел, что пошёл в магистратуру, - рассказывает Алексей. - Я получил очень интересные знания и опыт. Кроме того, обучение в магистратуре позволило мне получить дополнительное образование в Институте инженерной педагогики ТПУ по программе \"Преподаватель высшей школы\". Если бы не магистратура, вряд ли удалось бы воплотить в жизнь интереснейший проект. Мы вместе с моим одногруппником под руководством старшего преподавателя нашей кафедры Андрея Геннадьевича Столярова участвовали в выполнении проекта для ядерного комплекса в Казахстане - спрограммировали микроконтроллер. Получили полезный опыт.

На втором курсе Алексей начал заниматься научно-исследовательской работой под руководством доцента кафедры вычислительной техники Юлия Яновича Кацмана. Но основы, по признанию самого Алексея, были заложены ещё в школе, на олимпиадах. Лепустин не раз представлял свои проекты на конкурсы НИРС ТПУ и Всероссийские конкурсы НИР студентов и получал награды.

- Первая научно-исследовательская работа появилась благодаря олимпиаде, - улыбается Алексей. - Я получил задание - создать автоматизированную систему для проведения таких олимпиад. Старая система была слишком сложной и громоздкой, поэтому я написал новую программу, которая позволила автоматизировать проверку результатов решения задач участников олимпиады по информатике и программированию. Этот проект лёг в основу бакалаврской работы Алексея, которая послужила хорошим стартом для его научно-исследовательской деятельности в данной области.

На этом Алексей не остановился и продолжил работать над созданием тестирующих программ, но сменил профиль. Сейчас он занимается разработкой программного обеспечения для абитуриентов, а также помогает руководителю клуба студентов-программистов \"Algorithm\" Ю.Я. Кацману в работе клуба и в проведении олимпиад студентов по \"информатике-профилю\". Алексей помогает школьникам подготовиться к олимпиаде по информатике и читает курсы для абитуриентов по информатике.

- Моя магистерская работа связана с созданием вступительных материалов, обработкой и оценкой их качества, - рассказывает А. Лепустин. - Ведь как узнать: какие предлагают абитуриенту вступительные задания? Хорошие они или нет, насколько соответствуют образовательному стандарту и т.п. Поэтому эти материалы необходимо оценивать. В прошлом году ТПУ впервые ввел альтернативу экзамену по физике - информатику. Я как раз и занимаюсь проверкой и тестированием вступительных материалов по этому предмету.

Сейчас Алексей работает программистом в строительной фирме и на кафедре и одновременно заканчивает свое обучение в магистратуре. Он уже планирует, чем займется в дальнейшем.

- Хочется остаться на кафедре, в аспирантуре, - делится своими замыслами Лепустин. - Есть желание заниматься наукой на профессиональном уровне. Преподавать тоже можно, ведь у меня уже есть и соответствующий документ (правда, пока это больше формальность, ведь надо научиться быть его достойным), да и опыт общения со студентами имеется.

Алексей надеется, что в аспирантуре удастся заняться профессиональным ростом, всерьез обратиться к ряду интересующих его проблем и выбрать между программированием и администрированием. Его интересуют оба направления, но чтобы быть настоящим специалистом, придется выбирать. Кроме того, он планирует расширить свой кругозор и заняться тестологией - новым научным направлением, связанным с разработкой вступительных испытаний для абитуриентов.

Остается пожелать Алексею удачи и воплощения всего задуманного в жизнь.

Лариса ХВОРОВА.