Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Жизнь во благо российской науки

Попробуем ответить на вопрос, что же является главной отличительной особенностью настоящей научной школы? Где критерий того, что та или иная научная школа состоялась, прошла испытание на прочность, получила мировое признание?

Можно перечислить основные отличительные признаки, своеобразные «знаки качества». Разумеется, это наличие традиций, успешная проверка временем. Зрелая научная школа складывается десятилетиями, формируется целыми поколениями исследователей. Другое, очень важное условие, это постоянный приток «свежей крови», талантливой научной молодежи, способной взять эстафетную палочку у старших товарищей, чтобы потом передать ее следующему поколению.

Однако, не следует забывать еще об одном, не менее значимом условии. Настоящая научная школа, соответствующая мировому уровню, подобна золотоносной жиле, в которой содержаться не только крупицы драгоценного металла, но и крупные самородки.

То есть, выдающиеся люди, признанные лидеры, ученые с мировым именем. Как, например, физик Жорес Алферов, или филолог Сергей Лихачев.

***

Томская научная школа сильноточной, импульсной электроники имеет все вышеприведенные признаки. Ее драгоценным «самородком», мировым научным авторитетом является академик Геннадий Андреевич Месяц. Вице-президент Российской академии наук, отец-основатель Института сильноточной электроники Томского научного центра СО РАН, лауреат Государственных премий СССР и России, член Американского физического общества, Американского оптического общества, множества других научных обществ и ассоциаций, крупнейший в мире специалист по электрофизике, импульсной электронике.

В начале февраля, в канун Дня российской науки Владимир Путин подписал указ о награждении академика Геннадия Месяца за выдающийся вклад в развитие отечественной науки и подготовку высококвалифицированных кадров орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Хотя Геннадий Андреевич уже два десятка лет, как уехал из Томска (напомним, что в 1986 году он возглавил Институт электрофизики в Екатеринбурге и созданное тогда Уральское отделение Академии наук, а ныне является вице-президентом РАН и директором «мировой жемчужины физики» ФИАН), именно у нас он состоялся как ученый экстра-класса, талантливый организатор, патриот отечественной науки. В 1958 году Геннадий Месяц окончил Томский политехнический институт, ныне университет. В ТПИ он закончил аспирантуру, защитил диссертацию, возглавил кафедру. В 1966 году возглавил группу ученых в НИИ ядерной физики при ТПИ, в 1967 его исследовательской группой был создан первый сильноточный импульсный ускоритель электронов. С 1977 по 1986 год руководил Институтом сильноточной электроники.

***

Геннадий Месяц давно живет в Москве, но не забывает родной город, свою Alma Mater. Возглавляет Томское землячество в Москве, почти каждый год бывает в нашем городе, не прерывает научные контакты с коллегами, со своими учениками из Института сильноточной электроники, НИИ ядерной физики. Несмотря на расстояния, совместные публикации, исследовательские проекты по импульсной электронике исчисляются десятками.

- Геннадий Андреевич - чрезвычайно яркая личность, без каких-либо преувеличений, выдающийся ученый, - рассказывает его коллега, заведующий лабораторией ИСЭ, доктор физико-математических наук Юрий Королев. - Он основал целое научное направление, сильноточную электронику, или, по терминологии американцев, импульсную энергетику.

Кстати, он получил признание у западных коллег даже раньше, чем защитил докторскую диссертацию. Трудно переоценить вклад Геннадия Андреевича в сибирскую, российскую науку. Основать собственное научное направление, открыть свой академический институт - это под силу только ученому с мировым именем.

По словам бывших коллег по ИСЭ, несмотря на высокие звания, государственные премии, различные награды и регалии, академик Месяц ни капельки не «забронзовел».

- С ним всегда очень комфортно работать, - продолжает Юрий Королев, - он вовсе не «академик с надутыми щеками». К нему может спокойно обратиться любой младший научный сотрудник или аспирант, подискутировать на какую угодно тему. Геннадий Андреевич вникает в любую проблему, он абсолютно лишен высокомерия.

Кроме того, академик возглавляет попечительский Совет Томского политехнического университета.

- Геннадий Андреевич всегда помогал Томскому политехническому, другим нашим университетам и институтам, - говорит проректор ТПУ по научной работе, профессор Виктор Власов, - как вице-президент РАН, как председатель ВАК, как ученый с мировым именем. Московские коллеги частенько, полушутя, нам говорили: «Вам, томичам, Месяц всегда дает зеленый свет». Как только мог (но без какого-либо лоббирования), всегда поддерживал и поддерживает все начинания Alma Mater. По исследовательским проектам, международному сотрудничеству, интеграции в мировое образовательное пространство и др.

Вот что вспоминает директор НИИ высоких напряжений ТПУ, профессор Владимир Лопатин, который на чинал работать вместе с будущим академиком:

- Вокруг него всегда возникала атмосфера творчества, научного поиска, сплачивались талантливые ученые Ковальчук, Коровин, Бугаев, Проскуровский… Еще в начале 60х, будучи совсем молодым, он завоевал репутацию одного из ведущих заведующих лабораторией НИИ ядерной физики, развивающем свое научное направление. Когда ушел в академическую науку (в отдел Института оптики атмосферы, затем создал ИСЭ), никогда не терял связи с высшей школой, очень много сделал для интеграции вузов и Академии наук. Благодаря ему появился филиал нашей кафедры (техники и электрофизики высоких напряжений) в ИСЭ, филиалы академических кафедр в вузах.

Владимир Лопатин не мог не остановится на человеческих качествах Геннадия Месяца. Если кто-то из его сотрудников серьезно заболевал, он делал все возможное и невозможное, чтобы помочь с лекарствами, местом в клинике и т.д., используя свои контакты в Москве, в западных странах.

- С будущим академиком в Томском политехническом я учился в одно время, рассказывает президент Ассоциации выпускников ТПУ Михаил Козырев,- еще тогда, в студенческие времена, имя Гены Месяца было у всех на слуху. Как отличника, комсомольского активиста факультета, города, даже ЦК ВЛКСМ. Затем о Геннадии Месяце говорили как об одном из самых молодых ученых, одном из основателей Томско го научного центра, ИСЭ… Что в нем всегда удивляло? Как человек, имеющий столь высокие звания и награды, сохраняет и юношеский задор, и простоту в общении. Несмотря на все регалии, Геннадий Андреевич никогда не отрывается от корней, всегда помогает родному вузу. Особенно эта помощь была ощутима в 90е годы, чрезвычайно сложные для российской высшей школы…

***

Еще одна, очень важная характеристика академика Месяца - искренняя обеспокоенность за отечественную науку. Лишенный академического конформизма, он всегда готов защищать ее интересы, чего бы это ни стоило. В конце 2004 года он пошел на конфликт с высшим руководством Российской академии наук, выступая категорически против политики реформирования отечественной науки, которую предлагает министробразования и науки Андрей Фурсенко. Вариант, предложенный правительством, предусматривал «драконовские» налоги с научных учреждений РАН, что фактически бы означало их разорение.

В правительственной «концепции» предлагалось сократить количество научных учреждений страны почти с двух с половиной тысяч до 100 200, с возможным акционированием и приватизацией оставшихся.

Эти воистину катастрофические планы вызвали бурю возмущения у на учной общественности. По всей стране прошли митинги протеста, ученые несли лозунги: «Был Лысенко, стал Фурсенко». Геннадий Месяц на свой страх и риск тогда провел заседание президиума РАН, на котором академики по требовали отставки Андрея Фурсенко и передали свое требование Владимиру Путину. Общими усилиями удалось отстоять интересы науки в концепцию реформирования были внесены существенные коррективы.Академик ни на секунду не забывает о нуждах и чаяниях российской науки.

- В целом я удовлетворен тем, что сделано президиумом РАН в последние годы, сказал Геннадий Андреевич в недавнем интервью, хотя, конечно же, можно было бы и больше... Удалось сделать академию более современной, соответствующей нынешней ситуации в стране. Мы повысили зарплату научным работникам, в десятки раз увеличили сбор арендной платы и пустили эти средства на нужды науки, улучшили социальные условия жизни ученых и так далее. Но проблем, как ни странно, меньше не стало…

***

…Автору этих строк посчастливилось сделать несколько интервью с академиком Месяцем. На одной из та ких встреч Геннадий Андреевич очень четко сформулировал свое жизненное кредо: «Моим любимым делом так и остается написание научных статей. Наука единственное, что делает меня счастливым. Нет большего счастья, чем самому найти истину и осознавать, что ты - единственный на свете, кто ею располагает».

PS. На этой неделе академик Геннадий Месяц отметил 70-летие. Без преувеличений, вся российская наука и высшая школа, друзья и коллеги горячо поздравляли большого ученого, талантливого организатора, и просто замечательного человека.

Мы желаем Геннадию Андреевичу крепкого сибирского здоровья, личного счастья и дальнейших ус пехов во благо российской науки!

Андрей КАРЫПОВ