Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Феликс Шахов — рыцарь науки

24 октября исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося ученого

Он прожил жизнь невероятную. Офицер русской армии в годы Первой мировой войны, начальник саперной команды в колчаковских войсках, горный инженер, исследователь сибирских недр, создатель ряда новых научных направлений в геологии, блестящий педагог, заключенный ГУЛАГа (пять лет на Колыме), кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени, член-корреспондент Академии наук СССР… Это все он. Феликс Николаевич Шахов.

Путаница в биографии

Известный сибирский геолог и минералог Федор Кренделев так писал о Шахове: «Он был ученым-энциклопедистом, рыцарем науки, объективным судьей трудов и поступков». Академик Андрей Трофимук причислял его к «лучшим ученым сынам Отечества». Яркий, честный, смелый человек, Феликс Николаевич почти 35 лет посвятил учебной, научной и административной работе в Томском политехническом, и вуз по праву гордится своим выдающимся питомцем.

Феликс Шахов родился 24 октября 1894 года (по н. ст.) в селе Болоярском Томской губернии (ныне входит в состав города Новоалтайск Алтайского края). Окончил Барнаульское реальное училище, после чего поступил на горное отделение Томского технологического института. В каком году это произошло — имеются разночтения. Автор-составитель книги «Феликс Николаевич Шахов. В очерках, статьях и воспоминаниях» (Новосибирск, 1998), его ученик и коллега, профессор Юрий Щербаков уверенно утверждал, что в 1911- м. Сам Шахов в автобиографии, написанной в январе 1948 года (опубликована в книге «Столетие горно-геологического образования в Сибири», 2001), писал: «В 1914 г. окончил Барнаульское реальное училище и осенью того же года поступил в Томский технологический институт…». Три года разницы — вещь существенная, тем более что во многих биографических справочниках сообщается, что в этот временной отрезок Феликс Николаевич продолжал учебу в Петербугском горном институте (во втором томе справочника «Профессора Томского политехнического университета», увы, этот вуз ошибочно назван «1-м Российским Петербургским горным ин-том»). В автобиографии 1948-го года Шахов об учебе в Питере не упоминает, хотя мог бы, ведь причиной его отъезда из Томска стали студенческие волнения в ТТИ.

Далее в различных версиях биографии Феликса Николаевича снова следует путаница. Юрий Щербаков пишет, что начало Первой мировой войны Шахов встретил студентом химического отделения Томского технологического института и «по завершении первого учебного года был призван в армию и направлен в Иркутское военное училище, по окончанию его получает назначение в 24-й Сибирский запасной полк и вскоре вольноопределяющимся едет на фронт», где «в чине подпоручика… на Юго-Западном фронте участвует в составе 73-го, а затем 46-го Сибирских стрелковых полков в величайшей на той войне четырехмесячной Галицийской битве» (более известна под названием Брусиловского прорыва). За личную храбрость получил орден — Крест Св. Анны III степени с мечами. Поздней осенью 1916 года после тяжелейшего заболевания крупозным воспалением легких был эвакуирован в тыл. «Так закончилась для Ф.Н. Шахова эта война», — пишет Щербаков.

Юрий Гаврилович писал этот биографический очерк в конце 90-х годов, спустя почти 30 лет после смерти Феликса Николаевича, опираясь, несомненно, на личные воспоминания о рассказах Шахова о своей жизни. Возможно, Феликс Николаевич рассказывал что-то о Брусиловском прорыве. Но участвовать в нем будущий профессор ТТИ не мог. Сообщая в своей автобиографии малейшие детали (такие как номера воинских частей, даты, географические подробности), Феликс Шахов ни словом не обмолвился о своем участии в этой битве. По его словам, на фронт он попал только в августе 1917 года, а Галицийское сражение произошло летом 1916-го. Но, без всякого сомнения, в тот непродолжительный (полгода) отрезок Первой мировой войны, оставшийся до окончания участия в ней русской армии, Феликс Николаевич проявил себя смелым и отважным воином. Свидетельством тому — тот самый орден, Крест Св. Анны III степени, за который в дореволюционные времена присваивалось личное дворянство. Сохранилась фотография Шахова в форме подпоручика, с этим орденом на левой стороне кителя.

В феврале 1918 года Феликс Николаевич уехал с фронта в Барнаул, намереваясь осенью снова поступать в институт. Но летом его, как офицера, мобилизовали в белую армию. Никогда Шахов не скрывал этого факта своей биографии, как и своего негативного отношения к новой советской власти. Тем удивительнее, что вплоть до ареста в апреле 1949 года, репрессии его обходили стороной.

Пять лет тюрем и магаданских лагерей

В 1920 г. Шахов поступил-таки в очередной раз на горный факультет ТТИ и окончил его в 1922 г. Его учителем и защитником стал Михаил Усов, разглядевший в бывшем офицере задатки большого ученого. Феликса Шахова оставили на кафедре геологии в качестве научного сотрудника. Он последовательно прошел все ступеньки научной карьеры: младший ассистент, старший ассистент, доцент, и. о. профессора. В 1931 году становится организатором и первым заведующим кафедрой рудных месторождений. В 1935 году утвержден в звании профессора Томского индустриального института. В 1939 г. — декан геолого-разведочного факультета. В 1940 году ему без защиты диссертации присвоена ученая степень доктора наук.

К 1949 году он уже был признанным специалистом в области геологии рудных месторождений, одним из основоположников сибирской геохимической и радиогеохимической научных школ. Он одним из первых отечественных геологов осознал огромную роль геохимии, предвосхитил возрастание спроса на редкие и радиоактивные элементы, обосновал необходимость разработки новых аналитических методов определения химических элементов, рассеянных в горных породах. Внес большой вклад в дело укрепления минерально-сырьевой базы черных, цветных и редких металлов на территории Сибири и Дальнего Востока. В 1944 году Шахов награжден орденом Ленина, в 1946- м — орденом Трудового Красного Знамени. Казалось, ничто уже не сможет омрачить его дальнейшую научную карьеру. Но в 1949-м его, как и многих других сибирских геологов, арестовывают по так называемому красноярскому делу («сокрытие» урановых месторождений, якобы обнаруженных в Красноярском крае). Пять лет тюрем и магаданских лагерей, где он продолжал работать геологом и даже обнаружил золото в колымских гранитах. В 1954 году был освобожден и реабилитирован, вернулся в Томский политехнический институт на кафедру полезных ископаемых (ныне кафедра геоэкологии и геохимии).

В 1957 году Феликс Николаевич получил приглашение на постоянную работу в Новосибирский институт геологии Западно-Сибирского филиала АН СССР. Уже в 1958-м избран членом-корреспондентом академии. В дальнейшем работал заведующим лабораторией геохимии редких элементов института геологии и геофизики СО АН СССР, не теряя при этом связей — научных и человеческих — со своей alma mater.

Скончался Шахов 30 октября 1971 года в Новосибирске. В память о нем на фасаде горного корпуса ТПУ помещена мемориальная доска. В томском микрорайоне Наука есть улица Шахова.

С 28 по 30 октября 2014 года в Новосибирске в Институте геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН состоится Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Благородные, редкие и радиоактивные элементы в рудообразующих системах», посвященная 120-летию со дня рождения члена-корреспондента, профессора Феликса Николаевича Шахова.

Сергей Никифоров