Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Очередное нововведение или реальная необходимость?

С момента включения в систему воспитательной работы университета института тьюторов прошел год…

Студенты, заезжавшие в общежития Томского политехнического университета в сентябре 2010 года, увидели объявление следующего содержания «Уважаемые студенты! В новом учебном году у вас появился друг – тьютор студенческого общежития! Его главной задачей является формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и ответственности в студенческой среде, формирование у студентов мотиваций к здоровому образу жизни, развитие студенческого самоуправления, вопросы порядка и правопорядка. Если они у вас возникли, вы столкнулись с проблемой, обратитесь к тьютору. Он поможет вам найти выход из создавшейся ситуации, проконсультирует вас».

Каковы же первые итоги работы института тьюторов? По словам проректора по социальной и воспитательной работе М.В. Ведяшкина, «…сегодня мы можем говорить о том, что этот институт, инициатором появления которого выступил ректор П.С. Чубик, состоялся и можно подводить первые итоги».

Удалось сократить время адаптации первокурсников к условиям проживания в общежитии и прежде всего за счет переноса акцента на индивидуальную работу с конкретными студентами.

Серьезное внимание тьюторами было уделено выявлению групп риска среди студентов, имеющих определенную склонность к асоциальному поведению. С ними проводилась целенаправленная профилактическая работа в течение всего учебного года (встречи с приглашенными специалистами городского Центра профилактики и других социальных партнёров; совместно с психологической службой ТПУ – плановые тренинги). В результате снизилось количество серьезных правонарушений в общежитиях. Тьюторами также были выявлены и пресечены случаи вымогательства в студенческой среде. Однако по-прежнему беспокоит значительное количество нарушений пожарной безопасности, ночные возвращения ребят домой.

Нельзя не отметить просветительскую деятельность тьюторов. Основной груз по предотвращению распространения эпидемий гриппа и кори в общежитиях в прошедшем году лег на плечи старших наставников.

При возникновении опасности распространения эпидемии гриппа тьюторы приглашали в общежития специалистов городского центра профилактики с лекциями, отслеживали температурный режим, не позволяли студентам заниматься самолечением, контролировали своевременность обращения к врачам, отслеживали качество санобработки в студгородке. Во время начала эпидемии кори тьюторами были выявлены все те, кто не поставил прививку, и осуществлялся контроль за явкой студентов на организованные прививочные пункты.

Кроме того, тьюторам удалось скоординировать работу внутри студсоветов, по их инициативе психологической службой были проведены тренинги на сплочение и командообразование, что положительно повлияло на работу студенческих советов.

В конце учебного года профсоюзная организация студентов провела анкетирование тех, кто проживает в общежитии. В анкете был вопрос: «Удовлетворены ли Вы работой тьютора Вашего общежития?» Анализ показал, что практически во всех студенческих домах большая часть ребят считает, что тьюторы необходимы и должны заниматься моральным и нравственным воспитанием, своевременно выявлять конфликты и их разрешать, заниматься вопросами адаптации студентов первого курса и многим другим.

Приятно было увидеть такие отзывы: «самый лучший тьютор», «тьютор отличный», «нужен ещё один тьютор, слишком много работы». Кроме положительных отзывов встречались и такие, в которых студенты ещё не поняли функций тьютора, в основном, старшекурсники.

«Качество работы тьютора, так же, как и куратора, в первую очередь, зависит от личности, от того, насколько он заинтересован в результате своей работы, насколько неравнодушен к студенту, к его будущему. К сожалению, таких людей не так много, к тому же имеющих педагогическое и психологическое образование. Не смотря на сложности, основной костяк удалось создать. Хотя первые потери у нас уже были. Сегодня только одно общежитие работает без тьютора», – поделилась О.А. Никифорова, руководитель Центра социальной работы, сотрудниками которого являются тьюторы.

В новом учебном году первые дни работы тьюторов были направлены на адаптацию студентов первого курса. По их словам, ребята приехали с хорошим настроем, с первых дней проявляют заинтересованность и активность. Тьюторы решили особое внимание уделить организации досуга студентов на базе общежитий, включить в план работы организацию и проведение «межобщежитских» состязательных мероприятий. Отзывы участников воспитательного процесса о работе тьюторов:

Старший куратор ЭНИН Е.А. Бельская:
«Уже в начале учебного года на «Совете кураторов ЭНИН» происходит знакомство с тьюторами наших общежитий. Сегодня у кураторов есть контакты со всеми тьюторами, в любой момент они могут связаться с ними и узнать, как живут их студенты, какие у них проблемы, как происходит адаптация. В течение года на «Совете» наставники рассказывают о жизни студентов 1 и 2 курсов. В сентябре комиссия УСиВР осуществляла проверку общежитий с целью выяснения качества проживания студентов 1-го курса, заселённых в общежития. Поразило, что воспитатели знают всех ребят по именам, проявляют по отношению к студентам гибкость и терпение. Они – «вторые мамочки» своим подопечным, заботливые и ласковые. Родителям студентов не надо теперь волноваться. У наших тьюторов хорошие коммуникативные и социальные навыки, организованность в работе. Они способны воодушевлять студентов и, самое главное, – это их приверженность детям. В «День первокурсника» на шествии были и тьюторы-воспитатели, на стадионе они болели за своих подопечных вместе со всеми. Видно было невооружённым глазом, что любовь к работе и студентам не наигранна».

Заведующая общежитием №7 по ул. Усова, 13-а (ИЭФ) М.М. Жуликова:
«В нашем общежитии между тьютором и заведующей общежитием сложились деловые отношения. Каждый из ответственных лиц занимается своей сферой деятельности, но существует тесная взаимосвязь и взаимовыручка в работе».

Начальник отдела по СиВР ИПР С.Ю. Максимова:
«В институте природных ресурсов необходимость воспитательной работы в общежитии понимали всегда. И хорошо, что сейчас этим занимаются квалифицированные специалисты. Несомненна большая роль тьюторов в адаптации первокурсников. При этом важно сохранять взаимодействие между учебными подразделениями и координаторами внеучебной студенческой жизни с учётом специфики образовательных программ и традиций через заместителей по СиВР и кураторов».