Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

История одной картины

В 1915 году профессор ТТИ Борис Петрович Вейнберг был назначен председателем русской правительственной комиссии по закупке артиллерийского вооружения и вскоре отбыл в Америку.

Перед отъездом он попросил Гутовского принять вместо него профессора Николая Александровича Морозова, который должен был приехать по его приглашению в Томск читать лекции по воздухоплаванию. После отъезда Вейнберга в США Николай Владимирович Гутовский стал готовиться к встрече с Морозовым.

Ему было известно, что Николай Александрович Морозов, сын богатого помещика и его крепостной, был обласкан отцом, получил хорошее образование, зарекомендовал себя талантливым молодым ученым, подававшим большие надежды. Но он увлекся революционной деятельностью, был арестован, судим, тридцать лет просидел в крепости. После освобождения отправлен на пожизненное заключение. Человек большой силы воли, целеустремленный, он решил использовать тюрьму для усиленного занятия наукой. И добился своего. Он строго регламентировал свой распорядок дня. В заключении перенес астму, тяжелые кровохаркания и другие заболевания, но сохранил бодрость духа, и это его спасло. Помогло и то, что ему разрешили в заключении пользоваться книгами, первые годы – духовного содержания, а затем научными трудами в области естественных и точных наук.

Морозов много занимался, много писал и бережно хранил свои рукописи. А по выходу из тюрьмы начал издавать свои научные труды, которые принесли ему мировую славу.

По представлению Д.И. Менделеева за работу «Периодические системы строения вещества: теория образования химических элементов» Морозову в 1907 году без защиты диссертации была присвоена степень доктора наук. Вскоре он стал профессором аналитической химии. Невзирая на возраст, Морозов увлекся авиацией, много работал и писал в этой области. С циклом лекций по авиации и ее будущем ездил по стране.

В Томск Морозов приехал в середине октября 1915 года, был встречен Гутовским, жить остановился у него, где радушно был принят. Последующие несколько дней пребывания Морозова в Томске были полностью заняты лекциями, встречами с учеными и студентами технологического института и университета, с томичами, которые жаждали увидеть этого человека, поговорить с ним. Отношение сибиряков к Морозову было самое радушное. Он прочел лекцию «О воздухоплавании». Зал был переполнен. Николай Александрович еще осенью 1915 года предсказал, что воздухоплавание окажет человечеству большие услуги, даст возможность исследовать многие ранее недоступные места, изучить богатство недр, откроет путь в космос.

Перед отъездом Морозова томичи решили подарить ему картину знаменитого алтайского художника Гуркина «Озеро горных духов», но мастер не успел к сроку завершить работу, и договорились, что картина временно останется у Гутовского, а затем, когда будет готова резная рама, то Николай Владимирович при очередной поездке в столицу привезет туда картину и там вручит ее Морозову.

«Наши новые томские друзья после горячо выраженных приветствий подносят нам новую картину алтайского художника Гуркина «Озеро горных духов» и рассказывают, что к ней заказана специальная рама, отображающая алтайскую флору. Нас очень трогает такое желание томичей оставить о себе еще и вещественную память, выраженную в такой чудной форме. Правда, этот подарок так до сих пор еще и не получен и хранится еще в квартире нашего гостеприимного хозяина Н.В.Гутовского, и сибиряки обещают прислать нам его», — записал Н.А.Морозов в своем дневнике. Картина несколько лет пролежала в Томске у Гутовского, а затем, прежде чем попасть к хозяину, послужила импульсом для молодого геолога, который расшифровал написанное художником чудо, разыскал это озеро и открыл там крупное месторождение ртути!

Лишь в 1926 году Н.А.Морозов получил от Николая Владимировича Гутовского письмо с сообщением, что так и не врученный ему подарок – цел: «У меня хранится Ваша картина. Куда и как направить ее или, быть может, привезти с собой при первой поездке?» Перед тем, как послать картину адресату, Н.В.Гутовский предусмотрительно скопировал ее для себя. Эта копия впоследствии поступила в Музей Томского политехнического института.

Материал подготовлен отделом библиотечного маркетинга с использованием архива И.Т. Лозовского