Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Научиться управлять людьми и... собой

Эссе на тему \"Как изменилось моё понимание менеджмента после прослушивания курса лекций \"Введение в специальность\". В современном мире мы постоянно сталкиваемся со словами \"менеджер\", \"менеджмент\" и т.п. Но мало кто, произнося эти слова, осознаёт их значение и понимает их суть. Я до того, как поступила в ИММ и прослушала курс \"Введение в специальность\", относилась к подавляющему большинству таких людей. А чтобы оказаться в противоположном лагере, нужно, как минимум, получить диплом о высшем образовании в сфере менеджмента.

Подавая документы на зачисление, я думала, что менеджер - человек, который чем-то управляет. Но само слово \"управление\" имеет очень глобальный смысл. Понять, что же есть управление, мне больше всего помогла лекция Анатолия Николаевича Древаля. Как оказалось, менеджер имеет не единственную функцию организации работы чего-либо (отрасли, предприятия). Каждый менеджер должен справляться с 4 функциями: планированием, организацией, мотивацией и контролем. Каждая функция важна по-своему, и более того, одна является следствием другой. Без каких-либо планов нечего будет организовывать, а позже некого будет мотивировать, и следовательно, не будет никакого результата, качество которого нужно будет контролировать (будь то услуга или продукт).

Откровенно говоря, для меня было удивлением то, что такая молодая наука (первая серьёзная книга о функциях менеджера была выпущена только в 1916 г.) может иметь столь разветвлённую структуру: огромное количество отраслей (инновационный и финансовый менеджмент, маркетинг, управление персоналом, эккаунтинг, снабжение и сбыт, стратегический менеджмент, логистика и др., причём вряд ли на лекциях были упомянуты все отрасли), которые имеют различные уровни, сферы, связанные с ними другие отрасли. Довольно подробно на одной из лекций - лекция Никитиной Юлии Анатольевны - были рассмотрены стратегический менеджмент и логистика. Огромное количество информации, полученное на ней, заставило задуматься над вопросом: если это введение в предмет, то каков предмет в своей полной силе?

Главное, что я вынесла из этой лекции, заключается в следующем. Да, менеджер должен уметь планировать и управлять всем, что находится в его ведомстве, но по-настоящему профессиональный управленец покажет себя в критической ситуации, во время форс-мажора, с которым ему и предстоит справиться. Нужно уметь профессионально реагировать на все внешние изменения, которые должны воплотиться в специальных мероприятиях фирмы.

Ключевой во всём курсе, конечно же, стала лекция Кириллова Николая Петровича, в течение которой я не только узнала о главных задачах менеджмента и великих менеджерах истории человечества, но и выделила для себя несколько важных моментов.

Во-первых, это слово \"нет\". Пожалуй, одна из главных задач каждого моего однокурсника - это научиться говорить \"нет\", когда это необходимо. Ведь менеджер должен работать не в своих интересах, желая угодить и понравиться каждому, а в интересах дела, которым он занимается. И именно от этого зависит многое, например успешность того или иного проекта.

Во-вторых, действительно важно, с моей точки зрения, осознать, что объектом работы менеджера является не фирма, не отрасль, а люди. И прежде всего, человеку с дипломом ИММ нужно уметь продуктивно общаться с людьми, доказывать свою точку зрения и находить подход к решению проблем организаций в целом, не забывая о том, что они состоят из множества личностей.

Таким образом, я считаю, что курс лекций по теме \"Введение в специальность \"Менеджмент\" помог мне осознать, что я сделала правильный выбор, решив научиться управлять. Управлять другими людьми и, прежде всего, собой. И по итогам первого семестра я знаю, что мне предстоит изучать в ближайшие годы. Другими словами, мне наметили план обучения, который предстоит организовать, мотивировать и проконтролировать.

Вера ОСИПЧУК,
студентка ИММ.