Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Подготовка инженерных кадров. Перезагрузка

Две инженерные школы Томского политехнического университета в этом году пережили реорганизацию. Перемены коснулись как названия, так и структуры, а также направления их работы.

Технологическое предпринимательство по-новому

По решению ученого совета Школа инженерного предпринимательства ТПУ переименована в Бизнес-школу. Структурные изменения связаны с разделением школы на научно-образовательную структуру и стартап-лабораторию. Первой предстоит заниматься подготовкой управленческих кадров для компаний и развитием флагманских программ дополнительного образования для промышленных партнеров. Задача второй?— реализация программ и проектов вуза в области предпринимательства. Обе структуры находятся в подчинении проректору по трансферу технологий.

«Такие перемены отвечают вызовам времени. Сегодня в стране большое внимание уделяется развитию технологического предпринимательства. Отсюда появляется отдельный блок задач, связанный с вовлечением большего количества студентов всех направлений в предпринимательскую деятельность»,?— отмечает директор Бизнес-школы ТПУ Наталья Чистякова.

Акцент на кадры

Основная цель Бизнес-школы — образование в сфере менеджмента, экономики и инноватики. Она будет готовить высококвалифицированных специалистов технико-экономического профиля с цифровыми компетенциями и бизнес-аналитиков, применяющих современные цифровые технологии в организационно-экономических процессах.

Отдельные изменения в школе связаны с развитием сектора дополнительного образования для корпоративных партнеров. Школа будет готовить кадры в области управления технологическими стратегиями компаний, управления бизнес-активами и цифровой трансформации компании. Так, уже этой осенью Бизнес-школа перезапускает программу профессиональной переподготовки МВА «Лидерство в условиях изменений». Она нацелена на помощь руководителям в поиске возможностей для развития компании, оптимизации бизнес-процессов, повышении эффективности управленческой команды в условиях неопределенности и новой реальности.

Ориентир на проекты

Новое структурное подразделение школы?— стартап-лаборатория «Б51»?— курирует федеральные программы и проекты по предпринимательству. Кроме того, в ней сосредоточены акселерационные программы, «Точка кипения» и «Предпринимательская точка кипения», программа «Стартап как диплом». Также стартап-лаборатория будет заниматься сопровождением студенческих проектов, курировать Акселератор студенческих проектов и ПТК, которые выиграли в федеральных конкурсах, таких как «Студенческий стартап» и «УМНИК». Сотрудники лаборатории будут оказывать им юридическую и консалтинговую помощь.

В этом году в «Б51» уже прошел студенческий акселератор «Газпром нефти» INDUSTRIX и акселератор для инженеров StartUP Industry. «Обновленная Бизнес-школа будет заниматься подготовкой студентов всех технических специальностей по экономике и организации производства. Таким образом, в ней сконцентрируется вся экономическая подготовка студентов, вне зависимости от направления. Блок предпринимательства от нас ушел, но при этом мы продолжаем готовить студентов, которым интересно предпринимательское комьюнити и управление технологическими проектами, на направлении «Инноватика». Параллельно учебе студенты этого направления будут взаимодействовать с лабораторией».

Наталья Чистякова

Социально-гуманитарная подготовка по-новому

Еще одно важное изменение в структуре университета — реорганизация Школы базовой инженерной подготовки в Школу общественных наук. Базовая инженерная подготовка была введена в Томском политехе в 2017 году. Первые два года в вузе студенты концентрировались на изучении базовых дисциплин, включавших три условных блока — фундаментальный, общетехнический и социально-гуманитарный. Именно за этот образовательный блок и отвечала ШБИП.

Однако в условиях все более ускоряющейся цифровой трансформации общества и глобальных геополитических изменений «перезагрузки» потребовала и базовая инженерная подготовка. Сейчас наиболее актуальными и востребованными являются индивидуально ориентированные траектории обучения, а не унифицированный подход к образовательному процессу.

«Например, будущим химикам, химтехнологам нужно углубленное изучение химии, но унификация дисциплин эту логичную необходимость практически не учитывает. Получив обратную связь от студентов и преподавателей, мы убедились, что такая же ситуация складывается по многим направлениям. Еще одна проблема: сейчас уже никто не будет спорить с тем, что социально-гуманитарный блок — невероятно важная часть гармоничного развития по-настоящему востребованного инженера, способного создавать новые технологии, менять индустрию и мир вокруг. Настоящий инженер творит в обществе и для общества, поэтому для него особенно важно развитие критического мышления, понимание социальной системы и контекста инженерной деятельности, внимание к другим «мягким» навыкам. И эта часть должна сквозной нитью проходить через все этапы подготовки, а не только в первые два года обучения», — говорит руководитель Школы общественных наук Наталия Лукьянова.

Важен баланс

Также работа со студентами и преподавателями показала, что они хотят большей сбалансированности между техническим и социально-гуманитарным блоком дисциплин, более тесного контакта со своими инженерными школами, руководителями основных образовательных программ. Все это позволит политехникам быстрее понять специфику направления, в котором они планируют развиваться, быстрее адаптироваться в рабочем коллективе после окончания университета.

В первую очередь Школа общественных наук сосредоточится на преподавании основных дисциплин социогуманитарного блока в течение всего периода обучения в бакалавриате и специалитете Томского политеха?— философии, основ права, истории России, английского языка. Также именно преподаватели ШОН отвечают за обучение по новой для всех вузов России дисциплине «Основы российской государственности».

«Надеемся, что новый подход позволит нам добиться столь необходимого всем участникам образовательного процесса баланса между фундаментальными, техническими и социогуманитарными дисциплинами. При этом на выбор у наших студентов?— множество элективных и факультативных курсов. Это и углубленный иностранный язык (немецкий, английский, французский), и психология общения, и психология личности, и политические стратегии в сфере производства и бизнеса, и многие другие», — подчеркивает Наталия Лукьянова.

Продолжат сотрудники ШОН отвечать и за подготовку иностранных слушателей к учебе в Томском политехе. В состав обновленной школы вошли не только три основных отделения — отделение социально-гуманитарных наук, отделение иностранных языков и отделение русского языка, но и Центр компетенций президентской платформы «Россия — страна возможностей», Центр немецкого языка, Ресурсный центр языковой и методической подготовки, подготовительное отделение и Центр тестирования иностранных граждан. Так, например, в этом году на подготовительное отделение Томского политеха поступили 44 студента из Монголии. Это максимальный набор монгольских студентов среди томских вузов с 2020 года. В октябре они начали изучать инженерные дисциплины и осваивать русский язык, а со следующего учебного года приступят к обучению по программам бакалавриата ТПУ.