Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Крепость воздушных границ

Анатолий Григорьевич Васильев родился в 1953 году в Тюмени. Выпускник Томского политехнического института (1975 год, теплоэнергетический факультет). Специальность - \"Парогенераторостроение\". В настоящее время - преподаватель военной кафедры Томского политехнического университета, подполковник запаса.

Семья на 100 процентов состоит из политехников. Жена в своё время окончила АВТФ. Дочь - ХТФ, Школу бизнеса и Президентскую программу, экономист. Сын – факультет автоматики и вычислительной техники, в прошлом году защитил кандидатскую диссертацию, программист.

Обычная совсем история

Толя Васильев учился в 10-м классе, когда в школу из Томского политехнического института пришло приглашение на подготовительные курсы. Записались сразу несколько одноклассников. Выполняли контрольные работы, отсылали в Томск. А когда курсы завершились, естественно, решили все вместе ехать в Томск поступать.

Подготовились, пускай и заочно, но неплохо. Во всяком случае, абитуриент наш все четыре экзамена сдал на \"хорошо\". Набрал, как тогда бы сказали, \"полупроходной балл\". А поскольку на физико-технический факультет отбор был жёсткий, то по конкурсу не прошёл. А хотел заниматься атомной энергетикой или, по крайней мере, попасть на АЭС.

Не попал. Поначалу приуныл даже. Хорошо, сосед по общежитию (Вершинина, 48) подсказал, что на ТЭФе \"есть атомные станции и всё то же самое, что на ФТФ\". В приёмной ТЭФа сидел секретарь комиссии А.С. Заворин. Он и уточнил учебно-образовательную линию Васильева, сказав: \"Не нужны тебе атомные станции, тебе нужно идти на парогенераторостроение…\" И взял первокурсника, что называется, под своё крыло.

Парень с первого курса занялся наукой. К тому же Александр Сергеевич стал куратором группы, в которой учился наш студент. По стечению обстоятельств (или судьбою предначертано), но годами позже всё тот же Заворин станет научным руководителем кандидатской диссертации Васильева.

Но до этого было ещё далеко… Окончил институт успешно, предложили остаться на кафедре. Начинал с должности инженера НИС. Работа - интересная, мобильная: за год примерно 6 месяцев проводил в командировках. География - вся страна: от Дальнего Востока до Донецка и Новочеркасска.

Кафедра вела исследования, связанные с проблемой сжигания углей. А значит, на огромном числе тепловых электростанций приходилось проводить испытания. Объём работ по хоздоговорам был очень большой. В основном проблемы эксплуатационщикам энергетических котлов доставляли канско-ачинские бурые угли.

Вот по ним и работали. Конечно, на зарплату ассистента (120 рублей) семью содержать невозможно. К тому же у Васильевых в 1974-м дочь родилась. Естественно, приходилось подрабатывать. А, как говорится, для \"теплотехника\" - все кочегарки открыты.

Все не все, но на Черемошниках в одной закопченной \"обители тепла\" довелось уголёк покидать. Пока товарищи по кафедре прикрывали отсутствующего, Васильев свои 24 часа \"лопатил\" в прямом смысле слова. Три котла: тачка угля - туда, полтачки золы обратно. Будильник на 7 минут… Перекимарил - и по-новой. Домой приходил никакой.

Зато прибавка к семейному довольствию - аж 280 рублей. Таким образом глава семьи приносил в бюджет четыреста рублей, которых не только на еду и одежду хватало, но и на квартиру откладывали. Впрочем, тогда все подрабатывали.

Работал, решал учебные и народно-хозяйственные задачи. Съездил на стажировку: Таганрогский котельный завод - один из крупнейших в своё время. Пообщался со здешними спецами, написал курс лекций.

Вскоре прошёл по конкурсу на должность ассистента кафедры, с сентября 1976 начал преподавать. Время было насыщенное, преподаватели ТПИ активно осваивали смежные строительные специальности. Вступила в жилищный кооператив семья Васильевых. И надо сказать, вовремя. Общежитие на Усова, 15, в котором жили несколько лет, однажды прославилось тем, что рухнули его этажи, отведённые под санитарные блоки.

В 1979-м родился сын и неказистый быт общежития уже не застал. В октябре 1980 года отец семейства поступил в аспирантуру… Всё как будто нормально, да в мире становилось совсем уж не мирно. На Ближнем Востоке разгорелся очередной конфликт. В Польше всё больше раскачивал ситуацию профсоюз Леха Валенсы.

Итог этих внешних и, казалось бы, далеких событий был совершенно неожиданным: через полгода после поступления в аспирантуру Васильева призвали в ряды Советской Армии.

Варшавский… заговор

Понятно, что психологически переключиться, да ещё человеку, который мыслил категориями сугубо гражданскими, очень не просто. Но альтернативы, как сам понимал, не было, да и чувство долга в Советском Союзе воспитывать умели. Одним словом, в одночасье стал кадровым офицером. Решение с домашними не обсуждал.

Пришёл, сказал: \"Собираемся…\" Выехал, конечно, один. Жена с детьми - \"на чемоданах\". По прибытии в гарнизон попал на военное положение: дом, в котором проживали офицеры, охранял часовой, у аэродрома - БТРы. И происходило это в стране, которая ещё была членом Варшавского договора, а значит, союзником СССР…

Советский гарнизон стоял недалеко от Щецина (северо-запад Польши). Бывало, что к части приходили поляки: одни - как добрые соседи, другие - оголтело и неприкрыто ненавидели. Тогда-то и довелось узнать, насколько добротно учат на военной кафедре Томского политехнического. На вооружении части стояли комплексы С-125 (\"Нева\"), а военно-учётную специальность старший лейтенант Васильев получил по установкам \"Куб\".

Тактико-технические данные тех и других практически равноценны, но принцип построения разный. В то же время в часть прибыли выпускники Ярославского зенитно-ракетного училища, которых готовили для С-125. У них - преимущество, но через полгода инженер расчёта Васильев знал комплекс лучше, чем бывшие ярославские курсанты. А посему назначили его командиром расчёта контрольно-испытательной подвижной станции.

Пять лет в Польше провёл в \"постоянном боевом дежурстве\". В постоянном напряжении. Где бы ни был, что бы ни делал, ночь-полночь, но время подлёта авиации противника - 4-5 минут, а значит, боевые расчёты должны быть на месте максимум(!) через три. И всё в жизни Васильевых было подчинено выполнению боевой задачи.

Летом 1984 года, когда заговорили о замене, будучи в отпуске (30 суток, исключая дорогу), зашёл на военную кафедру Томского политехнического института. А поскольку квартира в Томске была, то \"отношение\" от ВК ТПИ было составлено незамедлительно. Правда, вернуться в \"родные пенаты\" довелось не сразу.

Воля случая или опять же судьбе угодно, но на момент возвращения возглавлял кафедру полковник Александр Семёнович Деряев, бывший командир того самого полка, в котором во время \"польских событий\" служил старший лейтенант Васильев. Получилось, будто из части не выходя, приступил к преподаванию по той же военно-учётной специальности.

Принципиальных трудностей не встретил. Спасибо войсковым наставникам. В частности, заместитель командира части по вооружению Александр Михайлович Бойчук (выпускник Военной академики) по технической подготовке и боевой работе офицеров готовил на очень высоком уровне. Научили так, что первым на кафедре А.Г. Васильев вместе с курсантами (студенты АВТФ) создал обучающий компьютерный комплекс по контрольно-измерительным станциям. Постоянно участвует в создании электронных учебников и учебных пособий (в 2004 году - диплом), обеспечивая военно-учётную специальность необходимой учебно-методической литературой и техническими средствами.

Не случайно по итогам внутриуниверситетского конкурса 2005 года Анатолий Григорьевич награждён почётной грамотой \"Преподаватель года\". А когда на кафедру пришёл тренажёр без документации, и как подступиться к нему - неизвестно, подполковник Васильев подготовил установку к работе, запустил и разработал инструкцию по эксплуатации.

Что же касается дополнительного профессионального образования, которое выбирают студенты-политехники, обучаясь военно-учётной специальности, то в этом отношении преподаватель военной кафедры ТПУ и офицер с боевым опытом, подполковник Анатолий Григорьевич Васильев утверждает:

- Годы обучения на военной кафедре университета дают серьёзные базовые знания, которые позволяют изучить и выполнять обязанности командира взвода на любом зенитно-ракетном комплексе.

И на поверку получается, что военная кафедра Томского политехнического университета - часть той могучей силы, которая крепость воздушного пространства страны охраняет. А покуда так, границы наши - на замке!

Записал О.Н. Плотников.

На фото: взвод теплотехников на военных сборах (1975 год). В дальнем ряду (второй слева) - курсант военной кафедры ТПИ А. Васильев.