Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Инженер - архитектор информации: инновации в языковой подготовке ТПУ

Стремление Томского политехнического университета, отмечающего 110-летний юбилей, получить статус инновационного академического подтверждается активным поиском и внедрением новейших технологий преподавания, призванных обеспечить выход на международный рынок высококвалифицированного, конкурентоспособного инженера.

О новом и перспективном предложении Института языковой коммуникации университету нам рассказала директор ИЯК Светлана Борисовна Велединская, недавно вернувшаяся с четырехмесячной научной стажировки по программе исследовательского фонда Карнеги в New Mexico State University (США).

- Одной из целей моей поездки было изучение содержания, целей, форм организации и перспектив развития программы \"Техническая и профессиональная коммуникация на родном и иностранном языках (ТПК)\". Почему именно эта программа?

На сегодняшний день программа ТПК является одной из основных университетских программ в США и Канаде, ориентированной на комплексное решение задачи формирования soft skills, так называемых \"мягких качеств\" инженера, (с позиций требований АВЕТ): умение работать в многопрофильной команде; владение приемами эффективной аргументации и коммуникативной компетенцией в целом; понимание профессиональной и этической ответственности принятия инженерных решений; способность к анализу и критике принятых решений; искусство управления людьми и понимание необходимости обучения в течение всей жизни.

В основе всех 5 \"мягких качеств\" инженера, как видим, лежит оперирование информацией (получение, моделирование, аналитика, грамотное представление и обмен), а следовательно, КОММУНИКАЦИЯ. По данным исследователей, современный глобальный инженер тратит 50% своего рабочего времени на коммуникацию (Tenopir&King:2004). Акцент в программе сделан на использовании простого и понятного языка для описания сложных технических явлений. Именно языковая форма представления лежит на пути преобразования талантливой идеи в продуктивную технологию, а затем и в готовый продукт, а невладение - одна из основных проблем российского инженера.

Все предпосылки и необходимые заделы для реализации программы Технической и профессиональной коммуникации на базе ТПУ сегодня мы имеем в Институте языковой коммуникации.

- Насколько востребована эта программа в университетах мира?

- Безусловным лидером в реализации этой программы являются США. Здесь ТПК существует в виде университетской программы письменной технической коммуникации для студентов инженерных специальностей с 20-х годов XX века. После второй мировой войны значительно расширились сферы профессиональной коммуникации (медицинская, военная и т.д.), что потребовало введения проблематики устной коммуникации. На рубеже веков (с 1998 года) вновь произошло совершенствование программы в связи с необходимостью отражения коммуникативного (информационно-гуманитарного) сдвига в инженерном образовании. Наиболее известные и признанные программы по ТПК имеют инженерные факультеты в Virginia Tech University, Washington State University, Purdue University, Massachusetts Institute of Technology, Georgia Institute of Technology, University of Michigan, и др. Отмечу, что эта программа является обязательной в большинстве университетов США.

Кроме того, с 90-х годов программа активно внедряется рядом передовых вузов Европы, особенно Германии (на базе технических университетов и Fachhochschule в Аахене, Лейпциге, Карлсруе, Магдебурге и др). В Европе действует отделение Всемирной Ассоциации Технической и Профессиональной коммуникации \"TCEurope\", деятельность которого ориентирована, прежде всего, на нужды производства, в частности, грамотное представление инженерной документации и готового продукта.

Из азиатских стран особенно активны в данном направлении Индия и Китай (Northeast Normal University Changchun, Jilin и Gong Kong Polytechnic University).

В неанглоязычных странах программы ТПК, как правило, реализуются параллельно с курсами ИЯ. Особо подчеркну, что в России подобная программа не реализуется ни одним техническим вузом, исключение составляет ТПУ. В нашей языковой программе заложены многие элементы ТПК, которые мы намерены активно развивать.

Предполагается, что нашу программу Технической и профессиональной коммуникации составят реализуемые сегодня курсы базового иностранного языка, профессионального языка, доработанного с ориентацией на требования ТПК, и вновь создаваемый курс ТПК на родном языке. Цель нового разворота языковой программы - в ответ на требования времени- превратить инженера в \"архитектора и менеджера информации\": научить принятым в мире конвенциям построения инженерной документации, оперированию различными формами коммуникации письменной, устной, электронной и визуальной. Мы представляем программу языковой подготовки в виде междисциплинарного сквозного комплекса дисциплин, ориентированного на развитие у инженера многослойных компетенций в области гуманитарного знания, востребованных современным производством.

- В чём принципиальное отличие предлагаемой институтом программы от предыдущей?

- Как нам представляется, от предыдущего этапа языковой подготовки этот курс отличает, во-первых, преемственность задач в преподавании родного и ИЯ и ориентация на нужды современного производства. Во-вторых, существенным является ориентация на подготовку реальных продуктов инженерной коммуникации, формирующих профессиональное портфолио студента: презентаций факультетов, специальностей, лабораторий на родном и иностранных языках, реальных заявок на гранты и стажировки, глобализованных версий Web-site факультетов и др.

- Какими навыками будет обладать будущий инженер, прошедший программу ТПК?

- Выпускник инженерных специальностей овладеет навыками устной и письменной, электронной и визуальной коммуникации, необходимой в профессиональной деятельности (в российском и глобальном контексте); критического мышления, целеполагания и принятия решений; поиска, сбора и обработки профессиональной информации (работа с базами данных, сайтами профессиональных ассоциаций и организаций, профессиональными журналами и т.д.); грамотного построения и дизайна (что немаловажно!), необходимых в инженерной профессии документов (локализованный и глобализованный вариант); создания исследовательской документации (курсовой проект, ВКР); построения презентации на родном и ИЯ; работы в команде; понимание профессиональной, социальной и этической ответственности инженера; рассмотрение инженерного процесса через призму коммуникации.

Разработка программы ТПК станет еще одним инновационным начинанием в российском инженерном образовании и предвосхитит нужды промышленности на пути глобализации, а ТПУ и АИОР позволят занять новые позиции в аккредитации инженерного образования с учетом требований (гуманитарных критериев) АВЕТ.

Интервью: А.Н. Серебренникова,
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры РЯЛ ИЯК