Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Харитон Славороссов, «смелый поэт скорости»

К 100-летию с начала Первой мировой войны

Знаменитый летчик-ас времен Первой мировой войны постигал азы инженерного образования в Томском технологическом институте.

Подвиги во Франции

Его имя гремело в России, Польше, Италии, Франции — всюду, где он демонстрировал свое высочайшее искусство управления самолетом. Уже до войны Харитон Славороссов считался летчиком мирового класса. Входил в узкий круг авиаторов, исполняющих «петлю Нестерова». Он первым в мире сделал трюк с пролетом под мостом (тот, что спустя годы прославил Чкалова). Это было в 1912 году в Польше, на Висле. Неоднократно побеждал на популярных в те годы летных соревнованиях в различных европейских городах, установил несколько рекордов.

Когда началась война, Харитон Славороссов добровольцем вступил во французскую армию. В октябре 1914 года он совершил подвиг, о котором говорила вся страна. На очередном боевом задании летчик заметил, что из вражеского тыла к линии фронта приближается французский самолет «Блерио». Аэроплан был явно поврежден — клевал носом, кренился, терял высоту. В конце концов, он сел, но на нейтральной полосе, рядом с позициями немцев. Славороссов, не колеблясь ни секунды, садит свой самолет на поле боя, под шквальным огнем вытаскивает из разрушенной машины раненого летчика и вместе с ним успевает взлететь до момента появления неприятеля.

Раненым летчиком оказался известный во Франции человек — сенатор Реймон, возвращавшийся с ценными разведывательными сведениями. Позже французские газеты написали: «Военная медаль русскому летчику Славороссову. Благодаря его мужеству сенатор был спасен и доставлен в госпиталь. Командующий армией благодарил русского летчика Славороссова и наградил его высшей наградой — Военной медалью, которую снял со своей груди…».

Сохранилась выписка из приказа по французской армии: «Славороссов, русский пилот, вступивший добровольцем во время войны, отличается своим стремлением всегда принимать участие во всех самых сложных заданиях. Начиная с августа 1914 года выполнил в интересах армии несколько очень важных разведывательных полетов в глубокий тыл противника. Непрестанно подает наилучшие примеры храбрости, энергичности, хладнокровия, беззаветной преданности. Награды: Военная медаль за боевые подвиги, Военный крест».

За одной партой с Камовым

Спустя почти четыре года, когда Первая мировая война была на исходе, а Россия, захваченная революционными бурями, в ней уже не участвовала, Харитон Славороссов оказался в Томске и стал студентом механического отделения Томского технологического института. Как это произошло – отдельная история.

О том, что знаменитый русский летчик учился в ТТИ, можно узнать из книги писателя Юрия Гальперина «Воздушный казак Вердена», вышедшей в 1990 году в издательстве «Молодая гвардия». В 1915 году Славороссов вернулся в Россию, в Петербург, для помощи русским боевым авиаторам. Вскоре женился. Его избранницей оказалась девушка из Томска Татьяна Грацианова, дочь известного томского врача и общественного деятеля Александра Алексеевича Грацианова (того самого, в чьей усадьбе размещается сегодня Дом приемов Томской области). В 1916 году родился сын Алексей. Тесть еще до революционных событий настойчиво звал семью Славороссовых к себе в Томск, где было спокойнее, получше с продуктами, а главное — Харитону можно было наконец получить хорошее образование, он ведь даже ремесленного училища не закончил. В начале 1918 года служба у Славороссова в связи с революцией завершилась, и он выехал в Сибирь.

Подробностей об учебе Славороссова в ТТИ Гальперин в своей книге не сообщает. Пишет только: «Его (Славороссова) соседом по аудитории оказался весьма толковый юноша — Николай Камов, увлекавшийся авиацией. Он с готовностью помогал Харитону, понятно, имевшему много серьезных пробелов в образовании. Славороссов же «платит» ему посвящением в тайны воздушной стихии. Может быть, не без его влияния утвердился Камов на авиационной стезе, став впоследствии известным советским конструктором вертолетов».

Когда в конце 1919 года Томск занимают красные, Харитон вступает добровольцем в 5-ю армию. Но служит там недолго. Вскоре в штаб армии поступает телеграмма: «Красвоенлета Славороссова откомандировать в распоряжение Главвоздухофлота...». Харитон уезжает в Москву и получает направление на продолжение учебы в только что организованном Институте инженеров Красного воздушного флота (ставшим впоследствии Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского).

Несколько слов о семье

Дальнейшая судьба Славороссова сложилась и ярко, и трагически. После окончания академии он работал в гражданской авиации, занимался изысканиями новых линий для гражданских самолетов, строительством аэродромов. Был одним из организаторов Добролета (предшественника Аэрофлота), преподавал в Московском авиационном институте. В декабре 1930 года его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу… французской разведки. Приговор — десять лет лагерей. В 1941 году семье пришло извещение о его смерти, обстоятельства которой остаются неизвестными до сих пор.

Несколько слов о судьбе семьи авиатора. Татьяна Александровна после ареста мужа была выслана из Москвы и после скитаний по разным городам обосновалась в Пятигорске. Умерла в 1982 году. Их сын, Алексей Харитонович, окончив Ленинградский горный институт, стал известным специалистом в маркшейдерском деле. Работал на золотых приисках Колымы и в Средней Азии. Во время Великой Отечественной войны был направлен на восстановление и строительство шахт Донбасса, где трудился главным маркшейдером. Много лет работал научным редактором в издательстве «Недра», затем главным редактором журнала «Основания, фундаменты и механика грунтов», перепечатываемого в США. Автор многих книг и учебных пособий по маркшейдерии, в том числе научно-популярной книги «Штурманы подземных горизонтов» и книги об основателе «геометрии недр» П.К. Соболевском (профессоре Томского технологического института, между прочим). Литераторами стали внуки Харитона Славороссова. Аркадий — известный российский поэт, автор текстов многих эстрадных шлягеров. Евгения — автор книги стихов «Утренний поезд», публиковалась в «Новом мире» и других «толстых» журналах, написала несколько сказочных повестей для детей.

Сергей Никифоров

Фотографии из личного архива Евгении Славороссовой