Газета Национального исследовательского
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Из дневника «Амазонок». Лыжный поход на Кузнецкий Алатау

Кузнецкий Алатау. Слияние рек Бельсу и Верхняя Тайже-су. Приют \"Тайже-су\". Дежурные затапливают буржуйку, приносят в вёдрах снег для растопки на воду. Все остальные разбирают рюкзаки, развешивают одежду для просушки. Погода не радует всю группу. Сильный снег, ветер, видимость максимум километр... Молчим...

Поход начался как обычно: спрыгнули с электрички, вдохнули свежего, слегка морозного воздуха. Лужба - наша точка отправления. Группа из шести человек из т/к \"Амазонки\" в лыжном походе. В голове предвкушение предстоящего, а на плечах - тяжёлый рюкзак, к которому ещё приноравливаться надо будет пару дней. Но это дело привычное.

Погода отличная, солнце яркое и настроение тоже. Смотришь вокруг и только удивляешься красоте, созданной природой. В первый день прошли все километры по плану и дошли до приюта. Одно жалко, его сломало под тяжестью снега! Надо ставить палатку. Как всегда, в первый день это длится долго. Дел много: утоптать площадку, растянуть палатку-шатёр, разложить полиэтилен, ковры, спальники, установить печку, найти сушину, распилить, да нарубить так, чтобы для печки подходило, дежурным повесить сетку для костра, разжечь его, приготовить пищу. Всё это было вознаграждено: ночь одарила нас удивительной картиной красок от лунного света, освещающего хребет Тигир-Тиш, даже Венера была на нашем небосклоне.

На следующий день продолжили путь. Идти несложно, лыжня протоптана группой, прошедшей раньше нас на несколько дней. Но начался подъём на перевал (пусть пока и некатегорийный), и здесь приходится попотеть. А кто первый раз на лыжах и техника у него хромает, не обходится без падений.

Хотя, впрочем, опытные лыжники падают, особенно бывает это на спусках, не всегда на скорости не просто удержать равновесие с тяжёлым рюкзаком.

Мы идём, дни идут. На третий день встретили группу, по лыжне которых мы шли, тоже томичи. Они возвращаются назад, у них заболел один из участников. Похоже, в этот день мы не пройдём до запланированной точки, потому что без лыжни идти трудно. Тропление очень нелёгкое и изматывающее занятие. Так и было. Не дошли примерно 1,5 километра.

На утро из открытого участка леса мы увидели Двуглавую. Это вершина, состоящая из двух горбов. Нам предстоит радиальное восхождение на неё. Случилось оно в этот же день, и он останется у нас в памяти одним из незабываемых. Мы порадовались и тёплой ясной погоде, и отсутствию тяжёлых рюкзаков (радиальные выходы совершаются налегке), и прекрасным пейзажаем в долине реки Бельсу, также увидели местные достопримечательности: вершины Малый и Большой Зуб. Видели берёзы с красноватым оттенком и деревья, нижние ветки которых растут вниз (что меня больше всего поразило), наблюдали деревья самых причудливых форм. Параллельно отрабатывали технику подъёма серпантином в гору. А ещё, конечно, если есть подъём, то будет и спуск. Спуск был замечательным и просто захватывающим дух! Даже ради такого удовольствия ощущения скорости спуска стоил выход на Двуглавую. Обидно только, что на вершине мы не побывали. Было принято решение спускаться раньше из-за начавшейся непогоды и нехватки времени. Вечер оказался хорошим продолжением дня, у одного участника - день рождения! Размороженные яблоки, банка абрикосов, зефир в шоколаде, торт и чай с ароматной травкой казались самым вкусным, что есть в мире. На следующий день назначен поход под перевал Малого Зуба, главное препятствие нашего похода. Погода не очень, но мы не теряем надежды, что всё наладится. Подошли под перевал, погода всё также не милует нас. Встали на ночёвку практически на краю зоны леса. Пришлось побегать в поисках сухих деревьев, но наблюдательность и опыт, а отчасти и везение делают своё дело. И эта ночь будет тёплой.

Весь следующий день шёл снег, дул сильный ветер. Погода не стала лучше, а только ухудшилась. При плохой видимости на перевал не стоит идти, тем более, если он лавиноопасен. Решили ждать сутки, у нас был запасной день. Играем в разные весёлые и согревающие игры и периодически откапываем засыпанную палатку из-под снега.

Наступил новый день, ничего не изменилось. Поворачиваем назад. Трудно... горечь даёт о себе знать! Доходим до приюта \"Тайже-су\". Разговаривать не охота. Остаётся только дорога назад. Как потом выясниться, гораздо более трудная. Снега выпало очень много, наша скорость порой снижалась до 500 метров в час, в день мы проходили до 6-7 километров.

Уже потом, рассуждая над сложившейся ситуацией и разговаривая со спасателями, у которых мы регистрировались перед выходом на маршрут, мы поняли, что поступили правильно, и случилось то, что случилось. Из этого похода, думаю, каждый извлёк много больше, чем если бы он прошёл благополучно. Он сделал нас немножечко сильнее. И руководителю, и участникам дал неоценимый жизненный опыт. Бывает, что уступить труднее, чем идти напролом ради, пускай, высоких целей. Жизнь ценнее! И поход этот точно не последний у нас. Потому уместен ли вопрос:\" Удача или не удача произошла с нами?\" Можно просто сказать, что спортивный поход не пройден, но пройден маленький кусочек жизни.

Мы многое увидели: игру красок природы, разных птиц и даже соболя, сход лавины, пережили обвалы снежных мостов на реках под нами, проваливались в снежные пустоты по шею, испытали, прежде всего, себя, свои силы и возможности... А напоследок сходили в отличную баню.