Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Власов Виктор Алексеевич

Программа кандидата на должность ректора ТПУ Власова Виктора Алексеевича

\"Инновации и традиции\"

Основная цель, достигаемая при реализации настоящей программы, - развитие Томского политехнического университета как национального исследовательского университета, направленного на научное и образовательное обеспечение ведущей роли России в качественном технологическом прорыве в инновационной экономике.

Достижение поставленной цели требует системного изменения в организации образовательного и научного процессов, а также структуры университета в целом. Основное направление развития университета - преемственность в лучших достижениях ТПУ, гармоничный симбиоз инновационной науки и инновационного образования.

Российское образование традиционно базируется на достижениях самой современной научной мысли и является процессообразующим фактором в развитии отечественной промышленности. Только в условиях современного инновационного университета возможно обеспечить воспроизводство высокопрофессионального кадрового потенциала современного высокотехнологического производства.

Инновационная наука:

  • Развитие системы ведущих научно-образовательных школ как среды генерации знаний и подготовки кадров;
  • Укрепление статуса НИИ в научно-образовательном процессе;
  • Стратегическое партнерство с институтами РАН, СО РАН и РАМН, ведущими госкорпорациями России;
  • Участие в крупных государственных проектах - строительство АЭС, модернизация нефтехимического, машиностроительного и транспортного комплекса Сибири;
  • Связь науки и производства. Формирование научных направлений и инициирование исследований должно генерироваться практическими задачами производства и потребностями рынка. Непосредственное участие производственных специалистов в исследованиях;
  • Комплексный проектный подход. Решение поставленной задачи специалистами различных отраслей знаний. Привлечение в команду научных сотрудников специалистов по экономике, дизайну, PR для создания законченного продукта, востребованного на инвестиционном рынке. Создание проектно-конструкторского института;
  • Развитие центров коллективного пользования. Обеспечение научных исследований уникальным оборудованием мирового уровня. Интернационализация исследований с целью консолидации ресурсов;
  • Научная мобильность. Научные сотрудники и преподаватели, участвующие в научных исследованиях, на регулярной основе должны работать в партнерских международных и ведущих Российских научных центрах. Создание международных лабораторий в университете с привлечением ведущих специалистов из-за рубежа. Подготовка магистров должна сопровождаться обязательными стажировками в партнерских университетах.

Инновационное образование:

  • Междисциплинарный характер. Основной признак инновационной техники и технологии - это симбиоз современных знаний о природе, процессах и явлениях, их взаимосвязи. Развитие традиций российского общетехнического образования при унификации учебных планов. Сокращение перечня направлений подготовки бакалавров. Фундаментальность и элитность образования - основа современного университета мирового уровня. Асинхронная модель организации образовательного процесса;
  • При максимальной междисциплинарности базового высшего образования узкая специализация на уровне магистерской подготовки. Необходимо обеспечить достаточный перечень специальностей и специализаций в рамках приоритетных направлений науки и техники, способных реализовать технологический прорыв. Максимально возможная эллективность вплоть до широкой практики индивидуального обучения;
  • Академическая мобильность студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников. Университет должен стать открытой системой, впитывающей все самое передовое и современное;
  • Усиление роли науки в образовании. Центрами подготовки магистров должны стать научные структурные подразделения при внедрении широкой практики междисциплинарного группового проектирования - центры превосходства;
  • Усиление роли производства и бизнеса в подготовке технических специалистов. Идеальная модель: выпускник-бакалавр принимается на работу на производство. Производственную деятельность молодой специалист совмещает со специализацией в университете. В такую систему органично вписывается решение задачи переподготовки кадров и повышения квалификации производственного персонала (вплоть до получения второго высшего образования).
  • Развитие подготовки предпринимательского образования, подготовки менеджеров для инновационных предприятий. Развитие бизнес-школы.

Организационно-правовая структура и экономическая политика инновационного университета:

  • Оптимизация структуры управления университета через минимизацию числа управленческих структурных подразделений, исключение дублирования их функциональности. Реализация задач развития на основе проектного принципа управления. Повышение эффективности менеджмента при переходе от принципов управления процессами к управлению результатами. Максимальная самостоятельность структурных подразделений в вопросах функционирования. Студенческое самоуправление;
  • Создание новых для государственного образовательного учреждения инструментов управления ресурсами, в том числе коммерциализация интеллектуальной и промышленной собственности университета через систему технологических инкубаторов, включая студенческий, и пояса инновационных предприятий; создание эффективной системы управления собственностью университета; развитие специальных кредитных и страховых продуктов;
  • Основой общей концепции бюджетирования финансово-экономической деятельности университета является разделении бюджетов функционирования и развития. Бюджет функционирования обеспечивает устойчивое выполнение основных образовательных, научных и общехозяйственных процессов университета. Бюджет развития направлен на консолидацию ресурсов, предназначенных для развития по приоритетным направлениям;
  • Диверсификация источников финансирования, базирующаяся на формировании значимых проектов. Реализация последних путем стратегического партнерства с ведущими промышленными предприятиями и корпорациями, признанными научными и образовательными центрами, в том числе международными. Создание эндаумента;
  • Внедрение современных высокотехнологичных методов управления материальными и финансовыми ресурсами с максимально возможной автоматизацией процессов. Обеспечение принципов открытости основных показателей финансово-экономической деятельности университета.

Социальная политика инновационного университета:

  • Повышение престижности научно-педагогической деятельности путем повышения уровня социальной защищенности трудового коллектива. Обеспечение достойного уровня заработной платы путем внедрения принципов, заложенных в отраслевой системе оплаты труда. Увеличение среднего уровня заработной платы до показателей в профильных отраслях промышленности;
  • Развитие системы стимулирования труда, направленной на поощрение активности и результативности научной и образовательной деятельности;
  • Сохранение и развитие социальной инфраструктуры университета: студенческие общежития; медицинский диагностический центр, детские сады, базы отдыха, международный культурный центр, спортивные объекты и сооружения, включая плавательный бассейн. Социальная поддержка малообеспеченных сотрудников и пенсионеров;
  • Основной приоритет социальной политики в ближайшей перспективе - решение жилищных проблем сотрудников. Реализация проекта строительства кампуса университета на основе современных технологий малоэтажного строительства, направленных на снижение себестоимости и ресурсоэнергосбережение;
  • Пропаганда и реализация принципов здорового образа жизни;
  • Реализация коллективного договора с профсоюзами.