Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Нос трешь – значит, врешь

Ну что же вы покачиваетесь, на цыпочки приподнимаетесь, уважаемый преподаватель? Волею Министерства образования у вас и так есть сила и власть над нами, простыми студентами. Не надо демонстрировать это лишний раз, иначе мы подумаем, что вы заносчивы или неуверенны в себе. А вы, почему вы так агрессивны?

Пальцы переплелись в тугую косичку, зрачки превратились в сверкающие точки, а брови сбегаются к переносице. Мы же, как доктора, ваши внутренности по внешнему облику читаем, вернее, стараемся читать, ведь до профессионалов в этом деле нам еще далеко. Но университет нам в этом помогает. Поэтому и утверждает в учебных планах курсы по физиогномики и кинесике. За мудреным названием этой дисциплины скрывается не такое уж заумное содержание.

Кинесика – это наука, занимающаяся исследованиями языка тела, т.е. мимикой, жестами, позой. По этим внешним характеристикам она судит о внутреннем состоянии человека и о его характере. Например, гуляя по парку с девушкой, один парень отодвигает нависшие ветви деревьев и пропускает спутницу. Другой же прогибается под ветками и подругу подгибает. Кто же из них будет эффективнее справляться с препятствиями в жизни? Ответ дает кинесика. А физиогномика распознает темперамент и характер человека по структуре тела.

Например, длинный нос сообщит другим, что вы – мыслитель и консерватор, даже если таковым не являетесь, а курносый нос выдаст то, что вы не умеете хранить секреты, даже если вы сами считаете себя символом надежности. По мнению экспертов невербальный язык содержит около 60 % информации о человеке. Ему доверяют больше, чем вербальному. И кто-то умный сказал, что «сам язык придуман людьми для того, чтобы обманывать». Поэтому порой очень важно заметить, почесывает ли ваш препод в затылке (жест разочарования) или наклонил голову в сторону (жест сочувствия) для того, чтобы продолжать дискуссию. Но следует также учесть, что невербальный язык – вероятностное знание. Поэтому, когда преподаватель, обещая «автомат», почесывает нос, это еще не 100% гарантиb того, что он вас нагло обманывает (может. нос действительно чешется). Кинетические советы для успешной сдачи сессии. «Как так! Я знаю больше, я готовилась, учила, а мне поставили четыре. А она так беззаботно и легко получила отлично. Это несправедливо!» Наверняка вы хотя бы раз оказывались в подобной ситуации, когда в душе злоба кипит и булькает, а руки так и тянутся к более успешной одногруппнице, дабы совершить нечто абсолютно недамское. Стойте! Не делайте этого, иначе она никогда не скажет вам, как она добилась успеха, и вам придется читать эти занудные советы.

Итак, со временем понимаешь, что знания – это еще не все, что тебе нужно на экзамене, и даже с удивлением осознаешь, что это – не главное. Главное – правильная презентация себя или способ эффективного подъезда к преподавателю. Хотя преподаватели и бывают разные (кто-то ценит послушание, кто-то – инициативу). Основной рецепт умелого подхода следующий.

Вспомнив и записав все, что знаете по вопросу билета, несколько раз глубоко вдохните - выдохните и идите отвечать.

Подходите к преподавателю спокойно и свободно, направив на него взгляд.

Не садитесь прямо напротив экзаменатора, повернитесь немного в сторону.

Сидите спокойно, не ерзайте, выдавая свою неуверенность. Постарайтесь подстроиться под преподавателя: скопируйте его осанку, жестикуляцию, позу. Говорите в его темпе и на его громкости, неторопливо и с паузами.

Используйте его любимые слова и словосочетания (только не копируйте дефекты речи!). Постарайтесь воспроизвести ритм его дыхания. Используя данный прием отзеркаливания, не увлекитесь – вряд ли препод будет в восторге, если вы демонстративно закинете ногу на ногу и откинетесь на спинку стула.

Во время ответа сохраняйте приветливое выражение лица, избегайте морщить лоб и смотреть в упор.

Не прикрывайте рот и вообще избегайте жестов «рука-лицо».

Не теребите ручку, пуговицу, цепочку и т.п. во время ответа, лучше положите руки на стол и соедините кончики пальцев, не соприкасая ладони – это жест уверенности.

И еще один совет - изучите выдержку из Указа Петра 1 от 09.12.1709: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальствоЙ»

Желаю вам не пуха, а силы духа. И если после вашего ответа преподаватель потирает руки – будьте спокойны – он доволен.

Ксения ИНЕССОВА