Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как студенты были в роли проректора. Итоги конкурса

«Я не проректор, а всего лишь студент. Но если вдруг голос сверху скажет мне, что теперь я имею веское слово в управлении ТПУ, то от ряда реформ я просто не смогу отказаться!» - примерно такими словами начинается одна из работ на конкурс под громким названием «Если бы я был проректором по учебной работе...», объявленный нашей редакцией в октябре. Поучаствовав в нем, каждый желающий мог представить себя в роли Петра Савельевича Чубика и написать, как бы он все изменил, и какие бы внес необходимые, на его взгляд, коррективы в учебный процесс. Полет фантазии не ограничивался: принимались сочинения, в которых решались как насущные студенческие проблемы, так и рождались новые идеи.

И вот настало время подвести итоги и раздать награды всем участникам. Но прежде хотелось бы ознакомить наших читателей с наиболее интересными выдержками из представленных работ. Они будут сопровождаться комментариями самого Петра Савельевича.

Все предложения являются завершением фразы - «Если бы я был проректором, то...»

«...разобрался бы с рейтинговой системой».

У нас есть Документированная процедура «Семестровые испытания». В соответствии с ней рейтинговая система работает только на этапе допуска, а дальше студент идет на экзамен, и оценка, которую он получил, выставляется в зачетную книжку.

«...устраивал бы различные встречи проректоров со студентами».

В Политехническом около 11 тысяч студентов только очного отделения, и даже имея зал, предположим, на 500 мест, пришлось бы выступать в нем 22 раза. Ректору и проректорам очень сложно найти столько свободного времени. Поэтому если встречаться, то это нужно делать с активистами и желающими. Есть и другие решения. Например, наш ректор раз в год с отчетом о проделанной работе посещает структурные подразделения всех факультетов, где студенты вполне могут присутствовать.

Если есть желание пообщаться с любым из проректоров, деканов – «бросайте им перчатку», вызывайте их на «ринг»: инициативная группа с любых факультетов договаривается с представителем администрации и задает свои вопросы.

«...рассматривал бы анонимные жалобы на преподавателей».

Анонимные жалобы никто рассматривать не будет. А по каким-то конкретным конфликтам и вопросам студенты должны обращаться к заведующему кафедрой, потом к декану. И, если на этих уровнях проблема не находит своего решения, тогда студенты могут приходить ко мне.

«...следил бы за качеством подготовки преподавателей, проводил опросы по их работе».

Мы проведем в течение предстоящего семестра социологический опрос «Преподаватель глазами студента». Это необходимо для того, чтобы ужесточить систему повышения квалификации. В опросе будет рассмотрен не какой-то конкретный преподаватель, а все в общем.

«...во избежание необъективного отношения преподавателя со студентами создал бы комиссию по урегулированию конфликтов, в которую бы входили представители студенчества».

Если жалобы на преподавателя поступают от всей группы, то с проблемой хорошо разберутся и в деканате.

А чтобы избежать необъективности в адрес отдельных студентов, сейчас ведется подготовка к следующему проекту: на факультетах получены задания по разработке контрольно-измерительных материалов (тестов) по наиболее массовым дисциплинам. Года через три мы перейдем к полной компьютерной оценке знаний студентов. У нас есть возможность создавать тесты, используя технологии, которые применяются при ЕГЭ, с такой же степенью защиты. Тесты будут применяться как для внутрисеместрового контроля, так и в качестве экзаменов.

Это даст возможность анализировать работу самих преподавателей, понимание студентами различных разделов дисциплины, что поможет найти новые подходы к изложению материала, изменять учебно-методическое обеспечение.

«...убрал бы большие «окна» из расписания».

С вводом в строй 19 корпуса ситуация с расписанием немного улучшилась. Но без «окон» все равно не обойтись. Не потому, что у нас плохо работает бюро расписаний. Здесь грамотные специалисты, и процесс компьютеризирован. Но ведь, чтобы не было «окон», необходимо оптимальное соотношение больших и маленьких аудиторий, кабинетов для лабораторных занятий и языковой подготовки. А этого оптимума быть не может, потому что большинство наших корпусов построены очень давно. Мы же не можем перестроить и переделать все здания. Ко всему прочему, при составлении расписания нужно учитывать не только учебный план студентов, но и согласовывать его с возможностями преподавателей.

Сейчас ведется проект, согласно которому скоро должен начать строиться корпус для Института геологии и нефтегазового дела, общей площадью 12 тыс. квадратных метров. Место достанется, конечно же, всем, и это, возможно, решит некоторые проблемы с расписанием.

«...выделил бы в каждом корпусе аудиторию для самостоятельной работы, по типу учебных комнат в общежитиях».

Вполне нормальное желание: раз у студентов в расписании существуют большие перерывы, значит, им нужно это время где-то проводить. Лучше, если они действительно будут учиться. Очень хорошее предложение, но для его воплощения нужны дополнительные площади, которых и так не хватает. Значит, до ввода в строй нового корпуса, это не реально.

«...создал бы в НТБ или где-нибудь еще компьютерный класс для набора рефератов и т.д.».

Я думаю, в будущем это осуществимо. Должно быть просторное помещение свободного доступа с большим числом компьютеров, имеющих выход в Интернет. И один дежурный преподаватель, который будет следить за тем, чтобы студенты не играли, а работали.

«...следил бы, чтобы преподаватели в начале семестра выдавали билеты к экзамену».

Что обязан сделать преподаватель в начале семестра, так это выдать рабочую программу своей дисциплины, содержание тем, которые студент обязан знать. И при этом должен сказать, какой материал он будет давать на лекциях, а какой студенты должны освоить самостоятельно. А если выдавать сразу билеты, то студенты с самого начала будут работать только в рамках написанных вопросов. Это неправильно.

«...поправил бы положение со столовыми и буфетами в корпусах ТПУ».

Мы на ректорате обсуждали вопрос: отдать право торговли другим коммерческим точкам или сохранить комбинат питания ТПУ. И решили все-таки его оставить. Потому что конкуренция это, конечно, хорошо, но нет никакой гарантии, что у студентов хватит денег, чтобы питаться у новых владельцев. Дело в том, что на цены, которые устанавливает комбинат питания ТПУ, мы еще можем влиять, а указывать арендаторам мы уже не имеем права.

Много нареканий в адрес качества блюд, но, я знаю, проверками столовых занимается профком студентов ТПУ. И выполняют они свою работу хорошо.

«...ввел бы в ТПУ большую перемену между второй и третьей парой».

Такая практика уже была в ТПУ. Но перемена размером в час, во-первых, вызовет еще большие проблемы с «аудиторным фондом», то есть появится еще больше «окон». А во-вторых, зачем студентам, у которых в расписании только вторая и третья пара, тратить целый лишний час.

«...ввел бы в корпусах систему звукового оповещения о начале и конце пары (звонки)».

Раньше эта система существовала. Сегодня, на мой взгляд, недопустимо, чтобы, например, по главному корпусу раз в 45 минут раздавался звон. И потом, студенты - взрослые люди, у всех есть часы. А начало и конец пары строго прописаны в расписании.

«...усовершенствовал и отремонтировал бы оздоровительную базу «Политехник» в Киреевске».

Прошлым летом на базе сменилось руководство. Новый директор В.И.Андреев уже осуществил ряд преобразовательных работ. В этом году планируется выделить большую сумму денег на ремонт базы.

«...распорядился бы поставить регулировщика на дороге перед Главным корпусом на часы пик».

Очень неплохая идея. Этот переход действительно опасен, и данный вопрос уже обсуждался с ГИБДД. Но так как установить светофор там стратегически невозможно, то поставить регулировщика будет выходом из ситуации.

«...поставил бы лавочки во всех корпусах».

Там где можно, по-моему, они уже стоят. Просто дело в том, что в некоторых корпусах лавочки портят внешний облик. Как это будет смотреться, если в Главном корпусе будут везде стоять лавочки?

«...повысил бы стипендию».

С радостью бы, но с этим вопросом нужно обращаться к Правительству России.

«...отменил бы занятия по физической подготовке с 3-го курса или разрешил не посещать их тем, кто занимается в спортклубах, фитнесс-клубах и т.д.»

Отменить физкультуру нельзя, потому что по этому предмету стоит Государственный экзамен. А вот не посещать этот предмет можно, конечно, по договоренности руководителей клубов с кафедрой ФОЦ. Но в этом случае все равно придется сдавать необходимые нормативы.

«...ввел бы вместо дополнительных часов гуманитарных дисциплин посещение за счет университета театров, музеев и выставок».

Разнообразить программу гуманитарных дисциплин можно, но только в рамках вуза, потому что на какие-то дополнительные мероприятия нужны средства. У наших же студентов есть возможность каждый четверг слушать в главном корпусе классическую музыку. Скоро откроется новый Международный Центр Культуры ТПУ, и у студентов будет возможность ходить на выступления наших творческих коллективов. Тот же, кому хочется сходить в театр, может покупать билеты со скидкой в профкоме студентов ТПУ.

«...делал бы «поблажки» первокурсникам».

Такие поблажки у них и так существуют. Это так называемая «зачетная неделя».

«...по возможности, давал бы студентам-томичам комнату в общежитии».

В исключительных случаях это так и делается. Но сделать это массовым мы не можем, потому что тогда просто будет некуда селить иногородних студентов.

«...улучшил бы условия проживания в общежитиях: ремонт душей, туалетов и т.д.»

Ремонт в общежитиях сейчас ведется почти везде. Но серьезный капитальный ремонт требует очень больших затрат. В будущем в студгородке предполагается перестройка в общежития секционного типа. Но для этого нужны, во-первых, большие средства, а во-вторых, возможность распределить на год студентов ремонтируемого здания по другим общежитиям.

«...заключил бы договор с банками на предоставление кредита студентам, желающим обучаться за границей по программе обмена студентами».

Дело в том, что нет никакой гарантии, что студент вернется из-за границы. А кто будет возвращать деньги? Вуз? Если Заемщиком будут выступать родители, а от ТПУ должен будет предоставляться только документ, подтверждающий, что студент учится в ТПУ, тогда другое дело. Данный вопрос необходимо уточнить в Сбербанке РФ. Там вам точно скажут, на каких условиях выдается «Образовательный кредит».

«...студентов, которые плохо учатся на бюджетной основе, переводил бы на платную, чтобы освободить места для отличников-платников».

Это было бы справедливо, но мы пока не имеем такого права.

«...дал бы возможность посещения студентом занятий других групп с последующей сдачей экзамена и занесением предмета в выписку к диплому».

Если у студента есть такое желание, он должен обратиться в свой деканат с просьбой о переводе на индивидуальный план обучения. И тогда он сможет либо заменять некоторые свои предметы на дисциплины других факультетов, либо брать информацию дополнительно. Но в таком случае, придется за дополнительные курсы платить деньги.

«...из-за низкой грамотности студентов ввел бы на каждом факультете русский язык факультативом».

Идея хорошая, но будут ли студенты ходить на этот факультатив? Лучше создать кружок любителей русского языка, где интересующиеся ребята смогут заниматься русским языком под руководством опытного преподавателя.

«...ввел бы выполнение преподавателями одинаковых требований к курсовым и рефератам».

Эти требования существуют, просто не все их выполняют.

Напоследок хочу отдельно выразить благодарность всем участникам: Марии Мошкиной, Анне Толкачевой, Ольге Черенко, Марине Диамант, Евгении Караченцевой, Анне Чарухиной, Марии Балгановой, Андрею Фаерман, Валентине Филатовой и Ксении Кузьминой. Ведь для того, чтобы написать работы, нужно было найти время и хорошенько подумать. Именно этим конкурс и полезен, что студенты могут открыто высказать свое мнение по существующим проблемам.

А победителем конкурса стала студентка АВТФ Валентина Филатова, которая и получила подарок из рук проректора по учебной работе П.С.Чубика.

О.МАРИНКИНА