Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ТПУ пустился в автономное плавание

15 мая вышел приказ Министерства образования и науки РФ, который изменил тип нашего учреждения - с федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (ФГБОУ) на автономное (ФГАОУ). Это изменение было ожидаемым и планируемым - оно прописано в Программе развития ТПУ на 2009–2018 годы. При переходе к новому типу функционирования был учтён опыт уже действующих в России автономных образовательных учреждений, прежде всего образованных несколько лет назад федеральных университетов. Тем не менее вопросов по поводу деятельности автономных учреждений и особенностей их правового статуса у политехников немало.

Сегодня мы поговорим о новшествах, ожидающих студентов и сотрудников

— Сейчас, в течение месяца после публикации приказа, проходит ряд мероприятий, документально подтверждающих факт перехода в новый статус, – это информирование государственных органов, переоформление лицензий на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной регистрации, переоформление банковских и лицевых счетов, государственная регистрация Устава, внесение изменений в документооборот. В июне же будет сформирован и передан в Министерство образования и науки РФ список предложений по составу Наблюдательного совета и утверждены дата его проведения и повестка заседания.

Итак, как на практике будет выглядеть автономное плавание нашего научно-образовательного корабля

В вузе сейчас формируется новый орган управления его деятельностью – Наблюдательный совет (НС) в составе от 5 до 11 членов. В него войдут представители учредителя – Минобрнауки России, представители исполнительных органов государственной власти, на которых возложено управление государственным имуществом, и представители общественности. В него также войдут представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников самого автономного учреждения. При этом в НС не могут входить ректор и проректоры. Предполагается, что НС ТПУ будет утверждён в июне этого года. Нужно отметить, что члены НС не будут получать от вуза вознаграждение за выполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета.

Чем будет заниматься Наблюдательный совет?

В его компетенции: рассмотрение предложений о внесении изменений в устав вуза, о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств, об изъятии имущества, закрепленного за вузом на правах оперативного управления; рассмотрение предложений о совершении сделок по распоряжению имуществом; о выборе кредитных организаций, в которых вуз будет открывать банковские счета, и т. д. Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.

Так или иначе, сотрудники ТПУ скоро узнают список членов НС – все они люди достойные, независимые, с большим государственным и финансово-аналитическим опытом, не побоявшиеся взять в свои руки ответственность за стратегическое развитие нашего большого коллектива.

Вопрос, который волнует сотрудников больше всего, – это трудовые отношения и оплата труда. Система оплаты труда в процессе изменения типа нашего учреждения на автономное существенных изменений не претерпит. Однако напомним, что Программой повышения конкурентоспособности ТПУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, принятой в 2013 году, в Томском политехническом университете предусмотрено и постепенно осуществляется введение системы эффективных контрактов. Применительно к научно-педагогическим работникам эта форма контракта предусматривает учет количества и качества научных публикаций, объем выполненных НИОКР для российских и зарубежных партнеров, учебную нагрузку, подготовку кадров высшей квалификации, участие в оргкомитетах международных конференций и конгрессов и др. Выполнение этих показателей будет влиять на размер стимулирующих выплат сотрудникам.

Фонд оплаты труда в ТПУ формируется на календарный год исходя из объёма субсидий, поступающих в установленном порядке из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Система оплаты труда определяется Коллективным договором и приказами ректора, основанными на решениях Ученого совета университета. Политехник может прогнозировать объём своей заработной платы, зная, что за дополнительный объём работы, а также при выполнении показателей (критериев) эффективности, которые должны быть установлены для всех категорий сотрудников, он будет получать надбавки стимулирующего характера, Вуз имеет право самостоятельно формировать свое штатное расписание, а также более активно привлекать нужных специалистов по договорам возмездного оказания услуг. При этом действующим законодательством запрещается «маскировка» трудовых договоров под договоры гражданско-правового характера и за разграничением этих видов договоров будут чётко следить.

Меняется управление доходом и закупками

Денежные средства, полученные в виде субсидии на выполнение государственного задания, автономное учреждение, как правило, размещает на лицевом счете в казначействе. А средства от приносящей доход деятельности, заработанные вузом самостоятельно или полученные в виде пожертвований, могут размещаться в кредитных учреждениях (банках). Это даст ТПУ возможность по условиям договора с банком начислять проценты на размещенные средства, включая депозиты, т. е. денежные средства будут «работать», а не лежать мертвым грузом. По решению учредителя вуз – автономное учреждение – может полностью перейти на обслуживание в какой-либо банк. Разрешается брать кредиты на обеспечение деятельности вуза в банках.

При закупке товаров, работ и услуг автономное учреждение практически полностью переходит на систему закупок, определенную 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Действие принятого 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на автономные учреждения не распространяется, кроме исключений, установленных ст. 15 указанного закона.

Заплати налоги и работай спокойно

В связи с изменением типа учреждения у университета возникнут дополнительные затраты по налоговым платежам, финансированию непрофильных видов деятельности.

Для автономных учреждений будут финансироваться расходы на уплату налога на имущество в качестве объекта налогообложения, которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное (приобретенное) за учреждением учредителем, в том числе земельные участки (п. 3 ст. 4 Закона 174-ФЗ). Сумма налога по остальному движимому имуществу уплачивается за счет собственных средств автономного учреждения. И эти средства необходимо будет заработать дополнительно.

Кроме этого, после изменения типа учреждения всё, что не связано с выполнением государственного задания, университет должен будет финансировать из средств от приносящей доход деятельности. В связи с этим в современных рыночных условиях ТПУ вынужден будет существенно оптимизировать или отдать на аутсорсинг все не приносящие доход (затратные) виды деятельности, не связанные с образованием и наукой.

Алексей Мазуров, проректор по финансово-экономической деятельности,
Галина Симахина, начальник управления правового обеспечения и кадровой политики