Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

В настоящем водовороте событий

Река Бахтиари является притоком реки Дез и протекает по границе Провинции Лорестан и Бахтиари. Река Бахтиари течет с севера на юг, к Персидскому заливу. Эта река имеет ледниковое питание и берёт начало с ледников гор провинции Бахтиари - 3,7-4,5 тысяч метров над уровнем моря. Начало паводка приходится на конец мая-начало июня и интенсивное таяние снегов длится до второй половины сентября-начало октября.

Для прохождения реки собралась команда практически со всей России. В её состав вошли опытные спортсмены из Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга. Старт экспедиции был дан 22 апреля в г. Екатеринбурге. Половина команды на джипе Infinity QX56 со сплавсредствами и основной частью груза выехала в направлении Ирана. За 5 дней пути было пройдено более 5 тысяч километров. Успешно преодолев все дорожные приключения, группа объединилась в г. Елигудерзе недалеко от места начала сплава.

28 апреля начали сплав и закончили через 14 дней. Прохождение реки осуществляли на четырех катамаранах-двойках. Во время прохождения река преподнесла множество неожиданных сюрпризов.

Трудности начались в первый день пути. К вечеру уперлись в каньон с отвесными вертикальными стенками высотой более 200 м. Длина каньона около 4 км. Осмотреть каньон полностью со скал не удалось. Причалив, обнаружили полукилометровый завал, образованный разрушенной скалой. Целый день занимались обносом.

Такой каньонный характер река сохраняет на протяжении длительного времени, практически всей верхней части. Отвесные стенки идут то с одной стороны, то с другой, иногда и по обеим сторонам. При этом расход воды в верхней части относительно небольшой - 30-50 кубов. Порогов высшей категории здесь мало и все они в основном слаломного типа. Места абсолютно необитаемые людьми. Множество следов диких животных. Однажды во время разведки порога видели дикого кабана, пытающегося переплыть реку в пороге.

Несмотря на всеобщее представление о том, что погода в Иране должна быть невыносимо жаркой, нас постоянно преследовали дожди и грозы. Несколько раз мы даже попали под град. Но, к счастью, температура воздуха даже во время дождя или града ниже +15 не опускалась. Однако такие частые осадки сильно поднимали уровень воды в реке. Её высокий уровень сохранялся на протяжении всего сплава. Река все время путешествия была то светло-, то темно-коричневого цвета, а уровень воды непрерывно поднимался. Возможно, это было плавное начало весеннего паводка. Часто беспокоили сильнейшие ветра. Иногда приходилось делать заграждение из катамаранов, чтобы палатку не сломало ветром.

Дойдя до начала петли, образуемой рекой, чуть не попали в тоннели строящейся плотины гидроэлектростанции. Строители здесь загнали полкилометра реки в пару бетонных тоннелей. А сами производили расширение каньона с помощью взрывов. Вынос вещей и катамаранов на площадку строителей производили со спринтерской скоростью, узнав, что на следующий день эту площадку будут взрывать. Нам предстояли переговоры с местной службой безопасности. Нам настоятельно посоветовали переместиться ближе к концу петли, где уже не ведется никаких горных работ. Отказать было крайне сложно, мы согласились. Однако нужно сказать, что все иранские службы охраны порядка и безопасности, встречаемые нами, относились к нам крайне благожелательно и оказывали содействие. В частности, на этой плотине нам помогли погрузиться в пикап и отвезли на указанное место бесплатно.

Нижний участок реки после петли сильно отличается от верхнего. Река здесь становится значительно больше и шире. Расход возрастает значительно, т.к. в петле впадает несколько крупных притоков. По характеру река становится похожа на Катунь. Широкая, с хорошей скоростью течения и большим количеством валов и бочек, хаотично разбросанных по реке.

После петли река течет в небольшой долине между невысокими горами. Несложные препятствия 3-4 категории здесь идут практически непрерывно, через 200-500 м друг за другом. Здесь изредка попадаются жилища кочевников и скотоводов. Однако места по-прежнему довольно дикие. Однажды издали увидели юрту скотоводов и их самих, стоящих у реки. Увидев нас, девушка с ужасом убежала в юрту, а мужчины молча проводили нас взглядами.

Через пару дней такого сплава характер реки начал снова меняться. Ущелье сузилось, снова на пути появились каньоны с отвесными стенками. Значительно возросла сложность препятствий. В день проходили иногда менее 4 км. Сложные препятствия здесь следуют практически непрерывно. Пару раз встречали препятствия категории 6+++, прохождение которых на катамаранах связанно со значительной опасностью для жизни. Однако такие препятствия обносили по берегу.

В одном из таких каньонов из упоров катамарана вымыло одного из участников сплава. Однако все кончилось благополучно, он сумел сам вернуться на катамаран. Подобные случаи происходили в течении сплава, но, к счастью, все они заканчивались благополучно. А принятые меры страховки позволили без риска причалить перевернутый в одном из порогов катамаран. Нужно отметить, что страховка в нижней каньонной части чрезвычайна трудна, так как периодически встречаются отвесные стенки по обеим сторонам реки. Такие препятствия проходили тандемом, парой катамаранов на небольшом расстоянии.

Таким образом, прошли еще 4 каньона, после чего время, отведенное на сплав, закончилось. На наше счастье в одном из ущелий впадающей реки обнаружили отряд строителей, пробивающий тоннель и дорогу к нему. Грунтовая дорога уходила вдоль впадающей реки вверх по её течению. Со слов рабочих, до крупной деревни места впадения в р. Дез осталось около 50-70 км сплава.

С помощью строителей удалось добраться до основной дороги и оттуда уже до города Есфахан. Посетили ряд достопримечательностей этого туристического города - площадь Имама, качающиеся минареты, мост Сию-сепул, а также ряд древних дворцов.

После отправились в обратный путь. Часть группы вылетела из Тегерана на самолете в Москву, другая часть на автомобиле поехала в Екатеринбург.

Уже подведены первые итоги прошедшей экспедиции. Обработано несколько тысяч фотографий, подготовлено исходное видео для монтажа фильмов. Вместе с тем, еще предстоит серьезная работа по созданию отчета. Нужно составить техническое описание реки, смонтировать видеофильм. На сегодняшний момент нет ни одного подробного технического описания маршрута. Рассказ английских каякеров, совершивших прохождение реки несколько лет назад, оказался бесполезным, потому что его крайне сложно было использовать из-за отсутствия привязок к местности. Кроме того, учитывая каньонный характер реки, наличие осыпей, обвалов и активные геологические работы, структура реки меняется. Поэтому хотелось бы сделать доступный и полезный отчет о сплаве по такой сложной реке и открыть для водного туризма этот район мира, практически не посещаемый водниками. Согласно рассказу английских каякеров, каньоны р. Бахтиари похожи на Гранд каньон р. Колорадо. На собственном опыте мы убедились, что красоты реки трудно описать словами. Только ради них уже стоит отправиться в такую даль.

Никита МАРТЮШЕВ, выпускник МСФ,
сотрудник кафедры материаловедения и технологии металлов ТПУ,
член экспедиции.