Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Записки путешественника

С прошлого номера газеты мы публикуем заметки об экспедиции \"Томск-Гималаи-2007\", в которой участвовал автор - Никита Мартюшев, выпускник МСФ, сотрудник кафедры материаловедения и технологии металлов ТПУ.

Перед вами - окончание материала.

Сплав по р. Дудх-Коси


Как обычно, ранний подъем 14 октября и выход к реке. Этого дня все ждали - сегодня начнется сплав. К несчастью для одного из нас, день начался неудачно. У Василия Чеснокова сильно заболел зуб, он отправился обратно в Намче-Базар, \"в гости\" к стоматологу.

Мы же собрали катамаран и спустили его на воду. Река бесновалась между огромного количества камней, периодически падая с двух-, трех- и четырехметровых сливов. Ширина реки не позволяла делать какие-то осмысленные маневры, однако наработанный опыт позволял обойтись без оверкилей даже на такой неукротимой реке. Большую опасность на Дудх-Коси представляет легкий переворот судна или выпадение за борт. Большой уклон реки (иногда 50-60 м на км) дает большую скорость течения, поэтому без нескольких сильных ударов о камни вылезти на берег не представляется возможным. В первый день сплава прошли всего 1,5 км до горного поселка Шомаре.

Когда после сплава дошли до лоджа, небо заволокло тучами. Через полчаса начался сильный снегопад, который шел всю ночь. Снег сорвал все наши планы на следующий день. Склоны и камни у реки стали скользкими, как каток. Решили провести день за просмотром участков реки с тропы - она шла вдоль русла.

Именно тогда впервые на завтрак попробовали еду тибетских монахов - тсампу. Это сваренные крупномолотые зерна тсампы с сахаром. Немного напоминает манную кашу.

За этот день успели просмотреть еще 2-3 км реки. На пути было 3 непроходимых участка и несколько сложных порогов.

Сплав 16 октября начался с небольших прогонов. На одном из них, проходя ступенчатый трехметровый слив, наш с Таней катамаран развернуло, навалило на камень, и баллон с моей напарницей повис в воздухе. Нам повезло, река отпустила катамаран через несколько минут, даже не перевернув его.

Большой проблемой для группы был недостаток кислорода. Работать на такой высоте крайне тяжело: сбивается дыхание, не хватает сил для работы. Приходилось постоянно причаливать и отдыхать. После обеда нас на катамаране сменил другой экипаж, а мы занялись страховкой. Пройдя еще около километра, решили завершить сплав на этот день и дойти пешком до поселка Панг-Боче.

На следующий день сразу обнесли несколько непроходимых водопадов по 10-20 м высотой, и начали сплав ниже моста в середине пути между Панг-Боче и Тенг-Боче, сразу после опасного порога, в котором река прорывается через щель в скале шириной 2 м, теряя сразу несколько метров высоты.

Моя запись в дневнике от 18 октября: \"День начался для нас с длительной прогулки. По дороге остановились у очередного Святого места. Небольшая расписная арка была построена у огромного валуна. Залезли на валун и обнаружили несколько отпечатков ног на камне. По легенде несколько веков назад лама, обладающий способностью летать, отправился из монастыря в Панг-Боче в монастырь в Тенг-Боче. Пролетев часть пути, он приземлился отдохнуть на огромный валун, на котором и отпечатались его следы\".

В этот день сплав начали поздно, часов в 10 утра. Постепенно втянулись в ритм и проходили порог за порогом. Лишь к концу дня, когда у нас с Татьяной уже накопилась усталость, река показала свой \"крутой\" нрав. Впереди был неприятный слив с несколькими обливными камнями в конце. Заход в слив тоже был не слишком хорошим - нужно было пройти, лавируя между камнями. Нам не удалось выдержать намеченную траекторию движения, нас унесло влево по реки. Пройдя несколько обливных камней, катамаран вжало в камень. Мне пришлось перелезть на баллон напарницы, чтобы \"кат\" не перевернуло. Катамаран так и стоял, вжавшись в шершавый бок камня, нам ничего не оставалось делать, как спокойно выйти на этот камень, и затем выдернуть туда же катамаран.

День завершился небольшой пешей прогулкой с катамараном на плечах. В общем, как всегда, сначала ты катаешься на нем, а потом он на тебе.

Еще один день потратили на переход в другое ущелье. Мы, перебрались в верхнюю часть реки Дудх-Коси. Судя по описаниям групп, совершивших сплав в этом районе, здесь еще никто не сплавлялся.

20 октября прошли первый, достаточно большой, водопад. С утра начали подготовку к прохождению участка реки выше моста у поселка Форце Тенга. Участок был совсем небольшим, но ключевым местом на нем был 4-5-метровый водопад. Сложность его заключалась в пологом падении через множество камней. Самыми решительными оказались Евгений Карпицкий и Татьяна Чуйкова. Прыжок прошел без проблем. Пройдя еще метров 800, завершили сплавной день. Дальше по реке начиналось непроходимое ущелье.

Утром долго не могли решить, откуда начинать сплав. Либо идти через джунгли на берег реки и спускать суда на веревках, либо пройти по тропе и начать на слиянии рек Бхоте-Коси и Дудх-Коси.

23 октября, наконец, стартовали полным составом: каяк, катамаран и бублик. После слияния Дудх-Коси и Бхоте-Коси расход воды в реке сильно возрос. Сплав начался сразу без разминки и сходу прошли довольно сложный порог. Характер реки изменился - стало больше воды и меньше камней. Мощь бегущей реки давала о себе знать, наш катамаран на протяжении 300 м, словно щепку, кидало из стороны в сторону. В дальнейшем мы приспособились к характеру реки и точнее выдерживали запланированную линию прохождения.

Новый день принес нам новые достижения. Евгений Карпицкий, Евегний Ковалевский и Василий Чесноков совершили прыжок с 5-6-метрового водопада. Водопад достаточно сложный, река, наваливаясь на огромный валун, делилась пополам. Одна её часть падает в большое \"озеро\", другая стекает по камням. Решили прыгать в \"озеро\". Первый - Василий на каяке. Пока ставили страховку и съемку, половина деревни сбежалась посмотреть на прохождение. И вот волнующий момент: Василий появился в верхней части водопада, ловко развернул каяк и спрыгнул вниз. На несколько мгновений ушел под воду, чтобы затем появиться под восхищенные возгласы местных жителей.

Следующим номером программы был прыжок \"бублика\". Огромная посудина медленно подошла к водопаду. Падение подняло большой фонтан брызг, и вот уже показались счастливые лица Ковалевского и Карпицкого. После \"подвига\" прошли еще 300-400 м и решили, что хватит с нас сегодня экспедиций.

На следующий день 25 октября сплав стартовал под окнами нашей гостиницы. Семья, содержащая лодж, благословила нас на сплав, возложив на шею каждого по желтому шарфу с написанными на них пожеланиями счастья и удачи. Этот день шли по реке довольно быстро - на пути не было никаких сложных препятствий, многое проходили \"сходу\". Остановились только перед 3-метровой щелью, в которой струя наваливала на боковую стенку. При прохождении не удалось разогнаться - тормозили \"бочки\" (пенные ямы) на пути. Струей воды катамаран боком навалило на стенку и перевернуло. Пройдя несколько сливов в таком состоянии, нам с Татьяной удалось догрести до берега уже на перевернутой посудине. Наш первый \"оверкиль\" на этой реке закончился благополучно.

Следующий день начали с прохождения достаточно сложного порога. Несколько чередующихся сливов и навалов на камни.

Разведка под Джубингом донесла: каньон, который предстояло покорить, сложный для прохождения катамараном- двойкой. Сплав для двойки решили завершить, она отправилась в Катманду вместе с Анной и Эдуардом, у них кончался срок отпуска. Оставалось идти двумя каяками и \"бублем\". Но жизнь внесла свои коррективы в наши планы. В первый же день сплава после обноса Василий пошел через \"бочку\", не смог \"пробить\" её и оказался поджатым к камню. Поняв всю безвыходность ситуации, он \"отстрелился\" из каяка и, пройдя донной струей, всплыл метров через 200-300. Самосплавом он прошел еще 2 бочки и вышел на спокойный участок реки, где смог выбраться на берег благодаря тому, что не потерял весло. Но его каяк, покрутившись в бочке минуту, начал свой самостоятельный сплав. В последующих бочках из него вымыло надувные баллоны и, потеряв плавучесть, он превратился в подводную лодку. Так мы потеряли каяк. Сплав пришлось продолжать на \"бублике\".

Итог таков: Василий потерял свой каяк и теперь остался без средства сплава, у Шейна билет на самолет был на 6 ноября, у меня сильно распухла кисть руки от удара о камень. Здравым решением было отправить кого-то в город, а четверо на одном \"бубле\" заканчивают оставшуюся часть маршрута и выезжают на автобусе. В Катманду были отправлены я и Шейн.

Уже второго числа мы прибыли в Катманду, нужно было себя занять хоть чем-то в ожидании группы - я поехал в национальный парк Читван и горный курорт Покхару. У нас с Шейном оставался один день в Катманду, решили посетить храмовый комплекс Пашупатинатх и ступу Боуднатх.

И снова Катманду

На входе в Пашупатинатх продают билеты, однако всегда можно пройти по небольшим улицам со всех сторон подходящих к комплексу. Правда, о наличии этих улиц мы узнали позже.

Пашупатинатх - это огромное количество храмов, выстроенных в разное время в одном месте. Он расположен на двух берегах небольшой реки Багмати. Здесь же расположено множество постаментов, на которых местные кремируют тела умерших. Люди верят, что сын должен обязательно сжечь отца, если этого не произойдет, то на сына ляжет тяжкий грех. Те, кто не имеет сыновей, приходят к старости жить в Пашупатинатх. Совершая специальные обряды, снимают с себя этот грех. Пепел после кремации высыпают в реку, которая впадает в Ганг.

После Пашупатинатха мы за полчаса дошли пешком до ступы Боуднатх - самой большой ступы в мире (не считая современных). Вокруг огромной белой ступы кольцом расположены магазины с сувенирами, ресторанчики и лавочки. С высоты ступы взирают на вас из-под черных бровей всевидящие глаза Будды.

Читван, Покхара

6 ноября я попрощался с Шейн и выехал в Читван. Парк раскинулся на огромной территории в 932 кв. км, покрытой джунглями. Большое количество живописных рек и небольших озер. Климат равнинный, более мягкий и теплый.

На первое был осмотр деревни местных жителей - племени Тару. Дома тару строят из глины с травяной крышей. Во время дождя эта трава не пропускает воду, но каждые два года траву меняют. В доме по центру - небольшая печь из глины, пол в доме тоже вымазан глиной.

Новый день, новые впечатления. После завтрака я опробовал новый вид судна - каноэ. Местные каноэ - большие долбленые из одного дерева лодки на 8-10 человек. Изготовление одной такой лодки требует около двух месяцев времени.

И вот, раннее утро, по реке несет туман, по берегам видны большие птицы, сидящие на ветках - туканы, цапли, павлины, зимородки. Чуть далее из воды показались глаза небольшого крокодила - гавиала. Еще полчаса сплава и показалась слоновья ферма. Взрослые слоны были привязаны цепями за ноги к деревянным сваям, вкопанным в землю. А подрастающее поколение свободно гуляло по огромному вольеру, выпрашивая у туристов печенье, которое продавалось тут же. Все местные слоны индийские. У подавляющего большинства слонов спилены бивни.

На второе - купание со слоном. Было немного страшновато в первый раз взбираться на такую громадину. Однако, как оказалось, кожа у слона как резина и нога по ней не скользит, можно свободно стоять на его спине. Купание со слоном - это обливание слоном из хобота туристов водой. Довольно забавное мероприятие. Для того чтобы залезть на слона, он должен лечь, но можно забраться на него, если наступить на хобот и, держась за уши, через лоб залезть на спину. Оказалось достаточно легко и удобно. По довольному выражению лица у слонихи на фото я понял, что её это тоже забавляет.

После - катание на слоне по джунглям. Стартовали от самого отеля. С площадки на высоте 3-4 м запрыгиваешь в корзину. Еще полчаса и мы в джунглях, мерно покачивается корзина, слон идет слоновьими тропами. Первыми животными, которых мы увидели здесь, были несколько пятнистых оленей. Едва показавшись, они быстро скрылись в чаще леса. Как оказалось, снимать со слона довольно проблематично. Во время его движения корзину сильно качает, а когда слон стоит он переваливается с ноги на ногу, вздыхает, отчего корзина ходит ходуном - результат смазанные снимки. После пересечения нескольких речек, заметили пару носорогов. Мамаша с сынком мирно паслись в джунглях, а наша группа на 5 слонах, взирала на них. Но время прогулки кончилось, и слон поспешил назад.

Ужин и заключительный аккорд - посещение концерта местного племени тару.

На следующий день рванул в Покхару. Это небольшой туристический городок на берегу озера. Он расположен чуть выше, чем Читван и по утрам и вечерам здесь, как говорят местные жители, холодно (около 15 градусов).

Из достопримечательностей здесь удалось посмотреть на огромную белую ступу, расположенную на вершине горы. Для этого нужно пересечь на лодке небольшое живописное озеро Фева и подняться на гору.

Однако самым интересным был полет на моторном дельтаплане. Все желающие в местном аэропорту могу совершить такой полет за скромную плату. По прибытии в аэропорт возникло ощущение, что собираюсь лететь на обычном самолете, все те же проверки и досмотры. Но вот я на летном поле, и рядом стоит моторный дельтаплан, на котором мы с пилотом полетим. Мой пилот - Стефан, к счастью немного говорил на русском.

Мы ждали некоторое время, пока разнесет облака, и вот мотор заведен, разгон по полосе, и дельтаплан в воздухе. Плавный набор высоты, чем выше, тем мельче становятся дома, машины, деревья. Вот уже реки превратились в ручейки и озеро, на берегу которого лежит Покхара, превратилось в небольшую лужу. Еще немного и мы поднялись выше 5000м. С этой высоты открылся просто потрясающий вид на Гималайские хребты. Одна за другой стояли вершины Анапурна, Мачапучаре, Анапурна 4, Ламджунг.

На этом моя культурная программа завершилась, и на следующий день я вернулся в Катманду, где встретил оставшуюся часть группы. До вечера рассказывали друг другу о своих приключениях.

Ранним утром, попрощавшись с командой и новыми непальскими друзьями, уехал в аэропорт.

Под мирный гул двигателей Боинг 757 поднимал меня в безоблачное небо. На прощанье в лучах восхода, с высоты в 10,5 тыс. метров я увидел Гималайскую горную цепь. Это было мое первое и, надеюсь, не последнее прощание с Гималаями и Непалом.