Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Даешь эксперимент!

С 18 апреля на сайте политехнического университета работает форум на тему: «Проблемы мотивации преподавателей-кураторов к воспитательной работе со студентами. Пути решения». За это время форум посетили и преподаватели, и студенты. Однако дискуссия свелась к тому, необходим ли куратор вообще. При этом выяснилась интересная картина. Преподаватели отрицают необходимость кураторства, а студенты пишут о том, что на первых курсах куратор нужен. Эти высказывания согласуются с результатами социологических исследований, прошедших весной этого года. По результатам исследований, подавляющее большинство студентов (55%) считают кураторство необходимым, а 22% - ненужным. В то же время у подавляющего большинства преподавателей нет желания работать куратором.

Один из способов разрешения сложившейся ситуации видится в следующем. Так как преподаватели к кураторству не относятся серьезно, необходимо повысить важность данного вида деятельности в глазах преподавателей, а именно - засчитывать часы куратора, проведенные с хорошим качеством, как аудиторные занятия. Кроме того, студентам первых и вторых курсов вменить в обязанность посещение часов куратора. Почему в обязанность? Образование - это не только знания, умения, навыки, это - еще и мировоззрение человека, его культурный облик и моральные ценности, приобщение к которым начинается в семье и происходит на протяжении всей жизни.

Получение высшего образования приходится на период становления личности - перехода от подросткового возраста в мир взрослых.

Так как ТПУ является одним из ведущих вузов в нашей стране и готовит элиту современного общества, в котором личностные качества человека играют все возрастающую роль, пренебрежение воспитательной составляющей образовательного процесса как минимум не уместно и не соотносится с целями нашего вуза. Безусловно, основной акцент необходимо делать на воспитание в рамках учебного процесса, что сегодня и делается.

Но возможности кураторов по адаптации и приобщению студентов к корпоративной культуре вуза, профилактике девиантного поведения, расширению кругозора студентов, которые трудно переоценить, не используются в полной мере в силу описанных выше причин.

На основании изложенного, в одном из подразделений ТПУ планируется провести эксперимент, задачей которого является повышение качества работы кураторов и удовлетворенности студентов. Суть эксперимента заключается в том, чтобы часы куратора засчитывать преподавателям как учебную нагрузку, а студентам - как посещение факультатива в рамках вузовской компоненты образовательного процесса.

Часы куратора будут выделены в отдельный курс, название которого определит для себя каждая кафедра. Основными задачами данного курса будут задачи кураторской деятельности, прописанные в регламентирующих нормативных документах и уже упоминавшиеся, а именно: адаптация студентов к вузу, приобщение к корпоративной культуре, профилактика девиантного поведения, а также работа по направлениям воспитания, определенным Министерством образования и науки. Результаты данного эксперимента будут оцениваться по ряду критериев, основным среди которых будет мнение студентов. При положительных результатах данный эксперимент будет распространен на все подразделения ТПУ.

Еще одним аргументом для сомневающихся, возможно, будет то, что ТПУ работает в системе менеджмента качества. А что такое качество? В одном из аспектов качество - это наиболее полное удовлетворение и предвосхищение потребностей потребителей. Студенты являются нашими потребителями. В рамках ужесточающейся конкуренции на рынке образовательных услуг успех ТПУ будет зависеть, в том числе, и от того, насколько комфортно будут чувствовать себя студенты в нашем вузе.

Совет кураторов