Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ШТУРМАН МИХАИЛ ХОЛМОВ

В группах геофизиков, вместе с бывшими школьниками, в 1950-1955 гг. учились три участника Великой Отечественной войны: Владимир Бабуркин, Михаил Холмов и Геродот Полуэктов. Это были попеременные старосты групп и хорошо успевающие студенты.

Наиболее колоритной фигурой среди них был Михаил Холмов, бывший боевой офицер, постоянный отличник, активный общественник и кировский стипендиат.

Миша Холмов родился 27 марта 1921 года в рабочей семье, в Восточном Казахстане. После школы, осенью 1939 года, он стал курсантом Челябинского военно-авиационного училища, которое окончил в декабре 1940 года. Перед Новым военным 1941-м годом он был зачислен в 11-й авиационный полк 24-й дивизии АДД (Авиации дальнего действия), где стал летать стрелкомбомбардиром на тяжелом бомбардировщике ТБ-2, затем на Ил-4.

Война для него началась 22 июня 1941 года, а окончилась 9 мая 1945 года в Польше, в городе Замостье. Летал сначала стрелком, затем штурманом звена 184-го гвардейского авиаполка 7-й гвардейской авиадивизии. Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии старшего лейтенанта.

Это был очень скромный человек. Он не носил наградных колодок, но однажды он удивил всех нас, придя в теплый солнечный день на первомайский парад во всех наградах. Мы, как сейчас, помним сияющие на его груди два ордена Боевого Красного Знамени и обилие других орденов и медалей. Он почти никогда не рассказывал о том, как воевал. Но однажды, после очередных наших приставаний на эту тему, а дело было на уборке картофеля в селе Зоркальцево, ответил:

- Я расскажу вам самый прескверный случай в моей военной истории, о том, как я чуть не загремел в штрафбат по воле нелепого случая.

Шел 1942 год и, несмотря на тяжесть отступления наших войск под ударами врага, Верховный главнокомандующий принял решение о продолжении бомбёжек Берлина и Кёнигсберга. Экипажу, в котором я летал штурманом, было поручено бомбить Кёнигсберг. К городу подлетали ночью, но всё же немцы выставили плотный заградительный огонь зенитных орудий.

Нашему экипажу повезло, мы прорвались к городу, удачно отбомбились и легли на обратный курс, преодолевая на выходе огонь зениток, вернулись домой. Из двух десятков вылетавших на бомбежку самолетов домой вернулось меньше половины. За выполнение этого беспрецедентного задания командир корабля был представлен к званию Героя Советского Союза, а я - к награждению орденом Ленина, остальных членов экипажа к ордену Боевого Красного Знамени.

Радость была большой. Мы - живы и награждены. Это было отмечено соответствующим образом, но в самый разгар веселья был получен приказ о внеочередном вылете на бомбежку, и случилось непредвиденное. Командир корабля, выруливая самолет на взлетную полосу, в не очень трезвом состоянии зацепил крылом рядом стоящий самолет. Из строя были выведены две боевые машины.

За это ЧП наш экипаж был арестован, посажен на гауп вахту. Нас ожидал трибунал - военно-полевой суд, который мог вынести в то время только одно минимальное наказание - разжалование в рядовые и отправка на передовую в штрафбат.

Командующему группы бомбардировщиков дальнего действия жаль было терять геройский боевой экипаж и он обратился к Верховному о нашем помиловании.

- Нам повезло, - закончил свой короткий рассказ Холмов. - С нас сняли присвоенные нам до того награды, но освободили из-под стражи и оставили служить в полку. Вот так печально, но все же положительно окончился наш полет на Кёнигсберг. А впереди были еще годы тяжелых боев…

За время войны штурман Холмов был неоднократно ранен, дважды покидал подбитый самолет с парашютом, один раз на горящем самолете совершал вынужденную посадку на занятой врагом территории.

Он прошел через многие испытания в небе войны, но воспоминаниями делился очень скупо. Не оставил он небо и потом, в мирной жизни. В течение трех лет был штурманом Игарской авиагруппы Управления полярной авиации Главного Управления Севморпути, а потом, без единой четверки пройдя обучение на ГРФ ТПИ, снова стал работать и летать, но теперь уже как аэромагниторазведчик. Вот где, действительно, пригодились его опыт и знания топографии и аэронавигации!

До выхода на пенсию по болезни (1988 год) он был инженером-геофизиком, затем главным инженером и начальником аэрогеофизической партии. Где бы он ни летал, где бы ни работал, всегда оставался опытным штурманом, неутомимым ведущим, прокладывавшим путь над сибирской тайгой, над горами Тувы и Хакасии, в небе Монголии и Китая.

Отдав многие годы аэрогеофизике, он стал первооткрывателем нескольких месторождений железа, обнаружил и оценил самую большую магнитную аномалию в Монголии, связанную с уникальными запасами железа.

Всю жизнь он учил молодых людей и геофизике, и навигации, и геодезии. Еще в студенчестве возглавлял в ОКСе ТПИ геодезическую бригаду, состоявшую из студентов нашего курса. Например, в 1952 году ему, знающему и опытному специалисту, было доверено готовить топографическое обеспечение строительства железнодорожной ветки от Советской улицы до корпуса будущего НИИ ЯФ и ряда других объектов. Вот с таким геройским воином посчастливилось учиться нам, вчерашним мальчишкам-десятиклассникам.

Владимир Кирюшкин,
Федор Бакшт